Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Учение с увлечением

О том, как можно учиться русскому языку при помощи песен, слушая их и напевая, продолжает рассказывать аспирантка Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Юлия Викторовна Низкодуб (г. Москва).

Песенный тренинг

Мои учителя английского языка любили повторять: «С песней урок интересней».

Действительно, песни можно не просто слушать для удовольствия – в них мы без труда найдём и интересные примеры для всех изучаемых правил и разделов языка, и поучительные случаи из жизни, и целые фразы, которые следует использовать в разных ситуациях общения, и ценные сведения о народных традициях, культуре, истории, моде… А благодаря музыке, приятному ритму и рифме они хорошо и с удовольствием запоминаются и вспоминаются. Вот почему правильно подобранная песня – прекрасный помощник в изучении языка.

Сейчас вы убедитесь, что всё сказанное относится и к Олимпиаде «Светозара». Сегодня мы будем учиться хорошему русскому языку по хорошим песням.

Начнём с Потапа и Насти. Это сценические псевдонимы украинских авторов-исполнителей Алексея Потапенко и Анастасии Каменских (https://www.youtube.com/watch?v=nYUedpGbfqc). Песня называется «У мамы дома на кухне» и входит в десятку хитов на русском языке за 2016 год. Первый раз слушаем и смотрим для души, для удовольствия.

Второе прослушивание – для лучшего понимания. Ведь песня – это тоже общение. И не только исполнителя со слушателем. Потап и Настя кратко рассказали нам целую историю. О чём она? Придумайте другое название или подзаголовок, которые дадут точный ответ на этот вопрос.

Как вы думаете, почему детям, которые выросли и стали взрослыми, «у мамы дома на кухне так хорошо»? О ком или о чём Настя сначала не хочет говорить? Кому можно открыть свою главную тайну? Какими словами отвечают на эти вопросы исполнители?

В третий раз запишем интересные словосочетания и фразы, которые можно с успехом применить в подобных ситуациях общения. Посчитаем, кто больше найдёт их в песне и какие именно. Постарайтесь обойтись без текстов, размещённых в сети Интернет. К сожалению, их часто выкладывают люди, которые не дружат с правописанием…

Сверим наши результаты. Что-то неважное – удобное сочетание слов, когда надо оценить тему разговора, которая неизвестна или о ней не хочется рассказывать. И спешат, кто куда краткий синоним для таких фраз, как в самые разные места, по всем направлениям. Ты промокла до нитки – очень сильно промокла, буквально: «в одежде не осталось ни одной сухой нитки». Тебе некуда деться (или мне, ему, ей некуда деваться) – всё пропало, положение безвыходное. А точнее: воображение говорит нам, будто проблема, затруднение сильнее, чем наши способности их решить, преодолеть, победить. Однако вся песня подтверждает обратное: когда кажется, что выхода нет, на самом деле он близко.

Продолжаем перечислять найденные в песне высказывания и называть ситуации, в которых они уместны. Как часто в жизни бывает (или как часто бывает) – вводное, начальное предложение для поучительной и типичной истории. Как бы банально это ни звучало ещё одно вводное предложение, но для другого положения: когда надо сразу предупредить слушателей, что ваш вывод им наверняка хорошо известен, но он так важен, что его надо произнести. Обратите внимание: в подобных случаях необходима именно частица ни, ведь мы не отрицаем действие, не отказываемся от него, а, наоборот, стремимся усилить впечатление.

До сих пор мы говорили о фразах из песни, которые можно применять в разных типичных ситуациях. А сейчас речь пойдёт о синтаксической конструкции.

Соединение дательного падежа существительного или местоимения с глаголом в начальной форме и в сопровождении частицы бы используется в неформальном общении для мягкой просьбы, намёка на желательное действие. При этом бы может занимать и вторую, и третью позицию: ему бы согреться, им бы уйти, бабушке полежать бы… Интересно, что в этой конструкции на месте глагола может оказаться и существительное в родительном падеже, обозначающее предмет или продукт, который желательно получить: мне утюг бы, ей бы воды… Для лучшей тренировки продолжите оба ряда примеров до десяти.

А вишенкой на песенном торте станут необычные метафоры из первого куплета, с помощью которых красиво нарисован образ ранней весны. Что за слёзы холода на проводах? Какими научными терминами их обычно называют? Как в вашем городе весной переодеваются дома? Подберите синоним высокого стиля к этому глаголу.

Теперь поработайте по тому же плану, в три этапа, но самостоятельно. Песня называется «Почему, отчего» (музыка Андрея Эшпая, стихи Владимира Котова) – https://www.youtube.com/watch?v=bwdZU-Bq5l8. Она написана в далёком от нас 1957 году для фильма «Повесть о первой любви». Как видите, песня может стать машиной времени и показать наших прабабушек и прадедушек молодыми и влюблёнными. Понятно, что мода с тех пор совершенно изменилась. Интересно, а проблемы у них тоже были другими или такими же, как у нас?

Надеюсь, вы обратили внимание на то, что вопросительные наречия почему и отчего являются синонимами, а следующее за ними короткое и в данном случае не соединительный союз, а усилительная частица: в значении «даже».

Завершит наше сегодняшнее концерт-занятие домашнее задание. Для него я выбрала очень необычную песню с долгой и счастливой судьбой. Мы часто слышим  выражение завоевать (получить) международное признание. А у этого произведения международный коллектив авторов.

Судите сами. Стихи написал русский поэт Леонид Дербенёв. Музыку – армянский композитор Арно Бабаджанян. А лучшим исполнителем стал знаменитый азербайджанский оперный и эстрадный певец Муслим Магомаев. И название у песни необычное: «Лучший город земли». Как вы думаете, что они все имели в виду?

Здесь не случайно я рекомендую вам два видео. В первом звучит голос Муслима Магомаева в возрасте двадцати одного года. Во втором – он же, но через четверть века! Думаю, вам интересно будет сравнить, как за такое время изменились вкусы и манера, стиль исполнения.

А песня по-прежнему нравится и родителям, и детям, и иностранным студентам, которые ежегодно приезжают в Государственный  институт русского языка имени А.С. Пушкина со всех континентов, из семидесяти стран мира, чтобы овладеть русским языком. Смотрите, слушайте, сравнивайте, фиксируйте полезную информацию, не забывайте о перспективных фразах и примерах для уроков русского языка: https://www.youtube.com/watch?v=AYZ_esgmK_Q; https://www.youtube.com/watch?v=417zx9XYujc.

Как вы смогли убедиться, эта песня тоже о любви. Точнее, о любимом городе. В своё время я впервые посетила его в качестве участницы очного, финального тура Олимпиады «Светозара» – и полюбила так же, как авторы и исполнитель этой песни. Поэтому через несколько лет я вернулась в Москву из родной Украины, чтобы учиться в аспирантуре и стать хорошим преподавателем русского языка для иностранцев. Желаю и вам успехов в нашей светозарной Олимпиаде! Пусть в вашей жизни будет много любимых городов, где вас будут ждать друзья! И русский язык поможет вашим успехам не меньше английского.

Другие статьи раздела "Учение с увлечением"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга