Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Морфология

С местоимениями, как известно, нужно держать ухо востро́. Ошибки в их употреблении, склонении и правописании встречаются очень часто. Разобраться со многими трудностями поможет учитель русского языка, литературы и риторики Ольга Станиславовна Маевская.

Вторичные слова

Когда на уроках русского языка моим ученикам нужно определить, к какой части речи относится то или иное слово, то сложнее всего им бывает «обнаружить» местоимение. То прилагательным его назовут, то числительным, а иногда даже существительным. Причину таких ошибок легко понять, если вдуматься в название этой части речи: когда-то давно слово местоимение потеряло начальную букву «в». Местоимения – это слова, которые употребляются вместо имени (латинское название этой части речи prо--men и означает дословно «вместо имени»): вместо имени существительного (кто? что?): он, они, никто, что-то; вместо имени прилагательного (какой? каков? чей?): мой, таков, иной, никакой; вместо имени числительного (сколько?): столько, сколько, несколько.

Зачем же нужны эти, по выражению известного учёного А.А. Реформатского, «дублёры», «слова-заместители»? В речи мы вынуждены постоянно указывать на предметы, явления, количества, которые назывались раньше. А значит, нам пришлось бы постоянно использовать одни и те же слова, если бы на помощь не пришли их заместители. Местоимения позволяют избегать нудных повторов, благодаря им мы можем более кратко выражать свои мысли, а речь наша становится разнообразнее.

Но, используя местоимения, нельзя забывать о том, что они всё-таки заместители знаменательных слов. Иначе может получиться так, как в стихотворении Агнии Барто «Сильное кино», герой которого пересказывает содержание фильма одними местоимениями: «– Они ползут, / А он им – раз! / А тут как раз / Она ползла, / А он как даст ему / Со зла! / Они ей – раз! Она им – раз! Но тут как раз / Её он спас, / Он был с ней / Заодно… Ух, сильное кино!» Думаю, вы, как и сестра рассказчика, так и не поняли, о чём же фильм, и всё потому, что в пересказе местоимения, забыв о том, что они всего лишь заместители, которые указывают, заняли место знаменательных слов, которые называют! Чтобы не допускать в речи подобных ошибок, нужно научиться употреблять местоимения в соответствии с их функцией.

Вот ещё одно стихотворение, в котором тоже много местоимений:

Жило-было Ничего,

Не умело ничего,

Не хотело ничего,

Взад-вперёд оно ходило

И ни с кем не говорило.

Никого не замечало,

Лучше всех себя считало.

А про это Ничего

И сказать-то НЕ-ЧЕ-ГО!

(И. Михайлова)

 


Согласитесь, идея стихотворения ясна: плохо быть тем, о ком НЕЧЕГО сказать, то есть НИКЕМ. Почему же нам понятно, о чём хотел сказать автор? Дело в том, что здесь используются отрицательные местоимения, которые указывают на отсутствие предмета, признака или количества, и этого автору достаточно, чтобы донести до нас свою мысль.

Образуются отрицательные местоимения от вопросительных при помощи безударной приставки НИ- и ударной НÉ-: никто, ничто, никакой, нисколько, ничей, нéкого, нéчего.

Местоимения нéкого, нéчего не имеют форм именительного падежа (попробуйте поставить их в эту форму – получится нéкто и нéчто, а это уже не отрицание) и употребляются при инфинитиве («И сказать-то НЕ-ЧЕ- ГО!»). Остальные местоимения изменяются так же, как вопросительные кто, что, какой, чей, сколько, от которых они образованы.

Теперь сравним две группы отрицательных местоимений: 1) никто, нисколько, ничей, некого, нечего; 2) ни в ком, ни за сколько, ни с чьим, не от кого, не для чего.

Почему местоимения во втором ряду пишутся в три слова? Всё дело в предлоге, который при склонении отрицательных местоимений буквально втискивается между приставкой и местоимением и отделяет их друг от друга: так они и ходят втроём и всегда в таком порядке: приставка (не- или ни-), предлог, местоимение.

Когда я объяснила своим шестиклассникам это правило, они тут же привели в пример строки М.Ю. Лермонтова, которого мы в это время читали: «Когда бы мог весь свет узнать, / Что жизнь с надеждами, мечтами / Не что иное – как тетрадь / С давно известными стихами». И спросили: «Что же, великий поэт писал с ошибками?»

Ошибки, конечно, нет, просто устойчивые обороты НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК… (НИ КТО ДРУГОЙ, КАК…) нужно отличать от сочетаний ничто иное не… (никто другой не…). Используя обороты из первой группы, вы утверждаете, что перед вами именно то явление, тот предмет, о котором говорится, и никакой другой вариант невозможен. В этом случае весь оборот можно заменить словом именно: жизнь – это именно тетрадь. Сочетания из второй группы употребляются в предложениях с отрицательным сказуемым, а слова иной и другой можно опустить. Если вы усвоите это правило, то никто иной не будет знать больше вас о правописании местоимений!

Никто не будет знать столько, сколько узнаете вы, прочитав следующие два предложения и увидев различие в их содержании:

1) В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

2) Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

В каком из этих предложений наличие жильца отрицается, а в каком утверждается? Конечно, отрицается наличие жильца во втором предложении (ведь именно в нём употреблены отрицательные местоимения), утверждается – в первом. Но жилец этот какой-то странный, непонятный, шпион, что ли, – некто. Да и где он жил, тоже неясно: в некотором царстве, в некотором государстве.

Думаю, вы догадались, что некоторый, некто входят в самый многочисленный разряд местоимений – это неопределённые местоимения. Их задача – указывать на неопределённый предмет, признак, множество: принёс что-то (что-либо, кое-что), пришёл некто, взял нечто.

Есть один коварный случай – правописание неопределённых местоимений с приставкой КОЕ-. Ведёт эта приставка себя по-разному: то обычным образом, хотя и пишется через дефис: кое-кто, кое-что, кое-чей, то раздельно: кое в ком, кое про что, кое с чьим. Дело в предлоге! При склонении местоимений с приставкой кое- предлог, как и в случае с отрицательными местоимениями, встаёт между приставкой и местоимением, на место дефиса, и местоимения пишутся в три слова.

Правильно употреблять местоимения и писать их без ошибок, несомненно, важно, но не менее важно их произносить в соответствии с нормами русского языка. Запомните: местоимение ихний вместо их является просторечным и допускается только в художественной литературе как средство характеристики персонажей, обычно необразованных, малокультурных. Таковы, например, крестьяне из повести А.С. Пушкина «Дубровский»: «Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову – потому что мы, дескать, ихние…». Если не хотите выглядеть такими в глазах окружающих, произносите только форму их!

Другие статьи раздела "Морфология"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга