Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Писатели детства

Первоначально повести этого писателя печатались в одном из самых известных толстых журналов советского времени – «Новом мире». Публикации в этом издании неизменно вызывали особый интерес читателей всего СССР. Взрослых читателей. А затем его произведения выходили в издательствах для детей и сразу становились в ряд классической детской литературы...
Об удивительном творчестве Николая Ивановича Дубова (1910–1983) рассказывает историк литературы, прозаик Сергей Фёдорович Дмитренко.

Бакены Николая Дубова

Не так давно мне довелось читать на занятии со старшеклассниками рассказ замечательного русского писателя, по году рождения куда младше Николая Дубова. Рассказывалось в нём о ба́кенщике, которому ежевечерне «нужно зажечь фонари на четырёх ба́кенах»... И вдруг меня как подтолкнул кто. «А знаете ли вы, – спрашиваю своих подопечных, – что такое бакен? зачем он?». И вдруг – молчание. Затягивающееся. Я решил было, что ребята просто обиделись на такой простой вопрос. Но затем, видя их смущённые переглядывания, понял, что здесь не обида... Наконец, когда пауза могла взорваться какой-то никому не нужной нелепицей, раздался тихий голос одной девочки, из тех, которые читают очень много, но много не говорят, даже на уроках.

«Это плот с фонарём, помогающий кораблям правильно плыть по реке». Сказала – и все, во главе со мной, радостно вздохнули. В самом деле, неужели мы могли забыть, что такое бакен?! Мы, умеющие работать с самыми навороченными гаджетами!..

Позднее я, разумеется, спросил девочку, откуда она узнала о бакенах. Из энциклопедии? Видела какой-то фильм? Оказалось, нет. Ещё в пятом классе прочла повесть Николая Дубова «Огни на реке».

Конечно, это повесть не о бакенах. Это повесть о мальчике Косте, о его первой самостоятельной поездке по реке, по Днепру, в гости к дяде. Но дядя, Ефим Кондратьевич, как раз бакенщик. Поначалу он разубеждает Костю, решившего, что бакен – это такой речной маяк: сравнивать их не надо. «Маяк – это маяк, а бакен – это бакен. Просто маленькие треугольные будочки на плотах. Вечером на них надо зажигать фонарь, а утром – гасить, вот и всё».

Затем, понятно, Костя узнаёт, что бакены на реке совершенно необходимы, а однажды, во время ночной грозы на реке… Впрочем, пересказывать повесть я не буду. Неважно, что она была написана более шестидесяти лет назад и по возрасту её герой Костя и его двоюродная сестра Нюра годятся если не в прадедушки-прабабушки, то, несомненно, в дедушки-бабушки нынешним школьникам. В ней рассказывается о том далёком времени, когда все ещё жили горькими, а не только героическими воспоминаниями о Великой Отечественной войне, когда бакены были не с электрическими, а с керосиновыми фонарями, но разве вам не интересно узнать побольше о детстве ровесников ваших дедушек?! Но, главное, каждый из вас обязательно помнит свою первую самостоятельную, без родителей поездку куда-то – к родственникам, в другой город с классом, в детский летний лагерь… Даже короткая, без особых приключений, она, это всем хорошо известно, запоминается на всю жизнь.


И Николай Дубов тоже отправил своего героя в такую поездку и так, силою своего умения рассказывать подробно и ярко, сумел обозначить очень важное о том времени человеческой жизни, которое называется детством. Оно у всех складывается по-разному, но всё же именно в детстве каждому предстоит приобрести универсальный опыт взаимоотношений с другими людьми, самосознания своей личности, понимания различных качеств её, не только добрых, но и неприятных, тяжёлых.

Серия наших очерков о писателях, называется именно «Писатели детства», а не, например, «Писатели моего детства». Я рассказываю не просто о тех писателях, книгами которых зачитывался во времена собственного детства. Рассказываю о писателях, которые умели и умеют рассказать о детстве как таковом, о детстве как вечной стране, в которой суждено побывать каждому, которая навсегда остаётся в нашей памяти, причём остаётся как чистый прекрасный остров, спасающий при налётах житейских бурь взрослости.


Речь не о какой-то особой ностальгической сентиментальности. Например, проза Николая Дубова, к которому полностью относится титул «писатель детства», – проза «жёсткой пробы», если воспользоваться заглавием другой его замечательной повести. Его юные герои неизменно оказываются перед непростыми, не по-детски суровыми обстоятельствами жизни. Но автор не просто ввергает их в пучину испытаний и наблюдает издали: выплывет – не выплывет. (Есть ведь и такие писатели.) Он всегда поставит на их пути, на его мелях и перекатах направляющий знак, можно сказать, жизненный бакен.

Нередко в детских книгах взрослые выглядят мудрыми наставниками, помогающими детям расти и развиваться почти беспечально. А читатели первых же повестей Дубова отмечали, что в них, кроме неблагоприятных событий, встречается немало отрицательных, даже отвратительных персонажей, – среди этих самых взрослых. В повестях «Сирота» и «Жёсткая проба» (затем ставших романом «Горе одному») у Дубова возникает по отношению к его взрослым персонажам особый мотив нравственного счёта, который продолжает развиваться им и впоследствии, вплоть до приключенческого романа «Колесо фортуны». Изображая неприглядных типов, Дубов неизменно находит возможность так или иначе напомнить: «последующим поколениям приходится тяжко расплачиваться за легкомыслие и ошибки предков». Взрослые, справедливо воспринимая детей как продолжателей рода, наследников, слишком часто совершенно забывают, что дети волей-неволей наследуют их нравственные болячки, страдают от их капитуляций перед злом.

В 1966 году журнал «Новый мир» напечатал повесть Николая Дубова «Беглец». Как обычно, книга тут же вышла в издательстве «Детская литература», а вскоре её перевели на многие языки в СССР и за рубежом. В ней писателю удалось достичь особой проникновенности в изображении жизненных связей, взаимозависимости между миром детства и миром отцов. Обратившись к избитой при всей её трагичности теме алкоголизма, семейного и бытового, Дубов смог рассказать очередную «простую историю» так, что и сегодня, через пятьдесят лет, она бередит своими вечными вопросами каждого читателя.

Житель приморского западнокрымского посёлка Юрка страдает от пьянства отца, он с болью переживает грубость, злословие, пьянство соседей… Беглец здесь не только и даже не столько этот мальчик, пытающийся спасти свою душу от жестокостей окружающего мира, – он-то, несмотря на безысходность будущего, всё же вернулся к своему ослепшему от перепоя «папке». Беглецами можно назвать многих персонажей повести, в разные моменты жизни отступивших от противостояния трудностям к смирению перед обстоятельствами.
Необходимая всем книга.

Другие статьи раздела "Писатели детства"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга