Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Писатели детства

Наверное, нет такого человека, который не знает чудесную сказку «Цветик-семицветик». У волшебного цветка было семь лепестков семи цветов, как у настоящей, небесной радуги. Так и у автора этой сказки, Валентина Катаева (1897–1986), литературный его талант был многоцветным. Катаев вошёл в историю литературы как прозаик, поэт, драматург, писатель-юморист, публицист, мемуарист, киносценарист.

О жизни и творчестве Валентина Петровича Катаева рассказывает историк литературы, прозаик Сергей Фёдорович Дмитренко.

Петя, Гаврик и Валентин Петрович

Первая детская повесть Валентина Катаева – «Белеет парус одинокий» – вышла из печати в 1936 году, когда у писателя родилась дочь Женя. Так бывает нередко: появление у писателя собственных детей побуждает его попробовать свои силы в детской литературе. Ведь это особая радость – писать для дочери, для сына (а в 1938 году в семье Катаева появился и сын, Павлик). Думая о своих детях, об их будущем, Катаев обратился к собственному детству.

А детство у него поначалу было счастливым. Он родился в разноязыкой Одессе, бурная жизнь которой была прекрасной колыбелью для писателей – их множество; например, знаменитые Илья Ильф и Евгений Петров, авторы книг об Остапе Бендере, тоже уроженцы Одессы, причём Петров – младший брат Катаева; ему даже пришлось взять псевдоним, чтобы не путали с рано прославившимся Валентином. Отец Катаева, Пётр Васильевич, окончив с серебряной медалью университет, стал преподавать в одесских училищах. Он был страстным книголюбом, и дети, говоря попросту, росли в библиотеке. Но в семью пришло непоправимое горе – Валя и Женя осиротели: умерла мама, Евгения Ивановна, дочь полтавского помещика, генерала Ивана Елисеевича Бачея... Братьев стала воспитывать их незамужняя тётя, Елизавета Ивановна Бачей.

В память о своей матери и её роде Катаев дал главному герою повести «Белеет парус одинокий» фамилию, а имя пришло от его отца, погибшего от голода на исходе Гражданской войны, – так появился маленький гимназист Петя Бачей.

Второй главный герой повести, Гаврик Черноиваненко, имеет более сложное происхождение. Конечно, он тоже пришёл в повесть из жизни – таких боевых мальчишек из бедных семей всегда много в мире, и в нашей стране тоже. Знает их и литература, самый знаменитый – Гаврош из романа французского писателя Виктора Гюго «Отверженные» (1862), парижский сорванец, погибший, по воле автора, на баррикадах во время одного из городских восстаний.

Также Петя и Гаврик волей-неволей заставляют нас вспомнить о другой знаменитой паре мировой детской литературы – Томе Сойере и Геке Финне. Но называть это сходство катаевским подражанием Марку Твену не следует. Оба писателя воплотили во  взаимоотношениях своих героев то, что повсеместно встречается в жизни, и в пору детства тоже, – приятельство и даже дружбу людей (детей), разных по своему происхождению, воспитанию, образованию. Причём речь не идёт о превосходстве одного над другим – у каждого свои достоинства, свои качества характера и поведения, которые или восполняют их отсутствие у другого, или порой противостоят им. Читая повесть, мы не можем сказать, что бедняк Гаврик – идеальный ребёнок, воплощающий идею пресловутой социальной справедливости, а домашний мальчик Петя, увлёкшийся игрой в ушки, – лишь маленький обманщик, крадущий пуговицы с вицмундира своего доброго отца. Нет, злокозненна ложь как раз Гаврика, к которому проигравший Петя, «по жесткому, но совершенно справедливому закону улицы», попал в рабство. Ведь именно Гаврик, заставив Петю под видом ушек таскать патроны боевикам, сеявшим смуту в их родном городе, превратил своего приятеля в преступника... Не всё так просто в этой детской повести, тем более если читать её сегодня, когда даже школьники знают о горьком опыте нашей страны в ХХ веке.

Но и первые читатели «Паруса» могли почувствовать, что его автор не просто описывает опасные мальчишечьи приключения в лихую пору государственных потрясений  нашей страны, называвшейся тогда Российской империей. Валентин Катаев смотрит на происходящее не только глазами маленького Пети. Он сам, человек, храбро воевавший на фронте Первой мировой войны, переживший последующие беды родины, тоже присутствует в книге. Себе Катаев отвёл роль воссоздателя мира, где действуют его герои, мира, красота которого вдруг взрывается бедой. Зримо, со словесной виртуозностью и, главное, с любовью он показывает Одессу, в которую ворвались грозные события, среди которых восстание матросов на броненосце «Князь Потёмкин-Таврический». Во времена, когда писалась повесть, события 1905 года толковались как народная революция, вооружённый протест против самодержавия, и Катаев не мог прямо высказать своё неприятие этих разрушительных потрясений. Но подробно описывая действия своих героев – из круга Гаврика и из круга Пети, он побуждал читателя вынести собственное мнение об изображаемом, задуматься над глубинным смыслом поступков Гаврика, его родственников и знакомых, матроса Родиона Жукова.

Но, как видно, Валентина Катаева тяготил такой компромисс с правдой. Когда началась Великая Отечественная война, где на смену так называемому революционному героизму, часто братоубийственному, пришёл вечный, славный героизм противостояния врагу-захватчику, героизм защитников родной земли, он написал новую детскую повесть, где показал настоящих маленьких героев.

«Сын полка» (1945) рассказывает о приключениях осиротевшего во время войны мальчика Вани Солнцева, которого приютили в своём дивизионе бойцы-артиллеристы. Подлинность и неприукрашенность событий (история Вани тогда не была уникальной, известно немало реальных «сынов полка»), показ подлинного трагизма войны (гибнет капитан Енакиев, решивший усыновить Ваню) принесла книге успех на долгие годы, она читается до сих пор.

Смог Катаев восстановить добрую репутацию и дорогого ему Пети Бачея. В 1949 году вышел его роман «За власть Советов». Ставший москвичом Пётр Васильевич Бачей в июне 1941 года привозит своего сына Петю в Одессу, чтобы показать ему родной город. Но начинается война, и отец с сыном оказываются в партизанском отряде, скрывающемся в знаменитых одесских катакомбах...

Эта книга была явной удачей мастера, но вдруг на него набросились литературные критики с обвинениями в том, что в романе недостаточно показана роль коммунистов в борьбе с гитлеровцами... Эта тягостная история закончилась тем, что Катаев переписал книгу, по общему признанию, значительно её ухудшив – удачной была лишь замена заглавия на «Катакомбы». Так что теперь всем желающим узнать о военных приключениях Бачеев, отца и сына (Гаврик Черноиваненко в романе тоже появляется), придётся разыскивать первое издание этой книги или читать её в старых номерах журнала «Новый мир» (1949, № 6–8).

И наконец – хотя в повестях о Пете Бачее немало автобиографических подробностей, всё же это особые истории. Но, к счастью, Валентин Петрович через много лет написал книгу и о собственном детстве, которую особенно интересно прочитать после повести «Белеет парус одинокий». Она называется «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972).

Другие статьи раздела "Писатели детства"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга