Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Писатели детства

8 декабря исполняется 75 лет со дня рождения писателя Валерия Попова. Живёт он в Санкт-Петербурге, но его книги – и детские и взрослые – знают и читают по всей России. Человек остроумный и острословный, Попов убеждён, что игра со словом, которой он виртуозно владеет, необходима литературе, она украшает жизнь, но не может теснить её. О Валерии Георгиевиче Попове рассказывает историк литературы, прозаик Сергей Фёдорович Дмитренко.

В поисках счастливого слова


Однажды Валерий Попов написал для школьников книжку «Ти-Ви» – о том, как и кто делает передачи на телевидении. И рассказал в ней, помимо многого прочего, о некоем звукорежиссёре Грише, «человеке с ушами», как его сослуживцы называют. «Все звуки у него, как собаки на верёвочке». – Гриша, говорят, ты по звуку можешь определить, какая монета упала?
– Если бы я ещё и этого не мог, – с досадой отвечает Гриша, мигом определив достоинство нарочно брошенных на кафельный пол монет, – уволился бы давным-давно, в монастырь бы ушёл…
Валерий Попов так изображает Гришу, что понимаешь: он определил бы, какая монета упала, если бы её бросили и на доски, даже на землю или песок. Изображает с любовью, не просто с уважением к его профессионализму, к
Гришиному стремлению наполнить любую передачу, которую делает, такими же вихрями живых звуков, какие он слышит в жизни.
И вдруг соображаешь, что ведь и сам-то Валерий Попов столь же остро, столь же чутко и сверхчутко чувствует и улавливает звучания и значения слов, как чувствует и улавливает звуки мира Гриша. Словорежиссёр! Потому-то и читаются так увлечённо его книги, потому и не раз они перечитываются, что думаешь: вдруг не всё уловил в этом каскаде наблюдений и образов, вдруг не всё то заметил, что открылось пристальному взгляду Попова?! «Я вытряхивал фрукты в тазик с водой – помыть. Сливы ровно легли на дно, образовав лиловую мостовую какого-то города, персики плавали посередине, как оранжевые, пушистые экипажи, яблоки всплывали и висели наверху, как розовые облака», – это строчки из повести Попова «Жизнь удалась», название который давно превратилось, хотя это произошло вне желания автора, в один из самых популярных слоганов нашего времени.

Поразительная образная острота его зрения всегда точна и естественна – он ничего не придумывает, ни к чему: успеть бы увидеть и записать мир в его бесконечных переплетениях всего и вся, в этой его странной величественной и завораживающей гармонии.

Валерий Попов вырос в семье учёных. Его отец, Георгий Иванович, – известный селекционер, сумевший вывести новые сорта ржи, злака, без которого жизнь человека, тем более российского человека, непредставима. Скажем прямо, селекция растений – не самая приманчивая тема для детской литературы. Однако Валерий Попов в повести «Что посеешь…» написал о селекции и советских селекционерах так, что книга читается, словно хороший детектив.

Дед рассказывает внуку – не подряд, а по случаю, как придётся, о своей жизни, о Гражданской войне и об антирелигиозном детстве, о скитаниях по родной стране и о том, как выведению новых, зимоустойчивых сортов пшеницы больше мешали не наша изменчивая погода, не заморозки, а интриги, людская зависть, а порой и попросту глупость. Но книга не только об этом. Она – о прекрасной безбрежности жизни, где всё имеет свой вид, цвет, запах, вкус и, конечно, имя.


«Какие растения знаешь?» – спрашивает дед внука.
«– Лопух! – крепко подумав, ответил я.
– Вот именно! – усмехнулся дед. – А мы,только научившись ходить, уже десятки растений знали – и не просто с виду, но и на вкус!.. Касатка! Такая луковичка, выпускает сочный такой лист, похожий на ласточкин хвост. Ещё – купырь борщевой! – Дед даже причмокнул от наслаждения. – Вроде морковки – хрусткий, сочный!»

Впрочем, есть у Валерия Попова, кроме селекционно-ботанических приключений, и просто приключенческие детские повести – «Похождения двух горемык», «Тёмная комната», «Нас ждут», «Слишком сильный», «Спасение на воде»… Или «современная сказка» «Превратись во что хочешь!» – ироническая фантасмагория о легкомысленном мальчике Дзыне, который мог превратиться в метлу, хоккейного вратаря, в бутылку вина – во что угодно. Вас закручивает смерч невероятных событий, но, опомнившись, понимаете: хитрец этот Попов! Весело, совсем не занудно рассказал об очень серьёзной вещи – об ответственности человека за свою судьбу, за полученные от природы таланты.

Может быть, и сам Валерий Попов вспомнил о своём таланте находить каждому слову своё место на бумаге, когда после школы с золотой медалью и электротехнического института, прочитав бездарный милицейский детектив, написал на него пародию. Рассказ «Случай на молочном заводе» – про шпиона, который прячется в горе творога, а когда милиционеры при помощи рабочих творог съедают, перебегает в масло…

Рассказ всем нравился, но во взрослой книжке молодого писателя печатать его не решились. Поместили в детскую – рядом с историей про плотника Усова, которому рыба-пила, рыба-молоток, рыба-гвоздь и рыба-рубанок сооружали рамы для парников. Тоже по разряду «современных сказок». Так с несерьёзным выражением лица, но всерьёз вошёл Валерий Попов в литературу.

Впервые прочитав Валерия Попова в детстве, вы радостно узнаете, что у него ещё много книг, которые вроде бы написаны для взрослых, но и в старших классах их не грех начать читать – вслед за «Набережной Фонтанки» и «Путешествием», другими повестями и рассказами его первой детской книжки «Все мы не красавцы». О разных сторонах жизни поведано в них, трагических тоже, которые могут сломить человека, подтолкнуть к уединению от мира, повернувшегося к нему жестокой своей стороной.

Однако не для Попова!

«Да, жизнь загадочна и страшна, но – слегка подчиняема словам. Мостик из слов, сцепленных над хаосом, – единственное наше спасение. Все говорят – и спасаются этим», – пишет Попов в автобиографической повести «Иногда промелькнёт», а завершает её сценой:

«Я иду со своей трёхлетней дочкой по парку, смотрю… Мы приседаем над поблёскивающим золотым ручейком. Ныряют тёмные плотные жучки, в воде видны мохнато обросшие грязью палки.

Я с отчаянием выдёргиваю одну, она медленно идёт под водой, оставляя оседающий шлейф.
– Наутилус! – мрачно говорю я.
Дочь поднимает голову, долго смотрит на меня.
– Намутилус! – торжествующе произносит она.
Я радостно вскидываюсь, смотрю на неё. Она хитро улыбается. Ну, всё! Она умеет словом изменить жизнь! Теперь всё в порядке! Мы поднимаемся и идём». Писатель Валерий Попов с первых своих рассказов, десятилетиями писал книгу под единым заглавием «Жизнь удалась», и она действительно, стала большой удачей не для него одного.

Другие статьи раздела "Писатели детства"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга