Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Лингвоигротека

Что делают люди, когда хотят развлечься? Играют. Что делают люди, когда хотят не только развлечь себя и собеседника, а хотят поиграть с языком, его формами и смыслами? Играют в языковые игры. О некоторых самых интересных из них рассказывает филолог и психолог Марина Анатольевна Павлова (г. Москва).

ЧТО НАША ЖИЗНЬ? – ИГРА?

На что похожа, по-вашему, человеческая жизнь? В арии из знаменитой оперы Чайковского «Пиковая дама» поётся: «Что наша жизнь? Игра!» Шекспир сравнивал жизнь с театром, называя всех людей актёрами. Другой английский поэт на вопрос «Что наша жизнь?» отвечал: «Комедия страстей, а наши радости – антракты в ней». А один из поэтов XX века считал, что жизнь похожа на цирк с клоунами на арене и эквилибристами на канате под куполом цирка.

Вот мы уже и начали играть в игру «Что на что похоже». Каждому, наверное, приходилось смотреть в небо над головой и думать, на что похожи плывущие облака. Вон то, большое, – на белого слона. Но прошло немного времени, уши слона вытянулись, тело уменьшилось, и вот над нами летит чудесная белая птица. А другие облака, тонкие, прозрачные и кружевные, похожи на морскую пену, которая остаётся на берегу, когда отхлынет волна. И кажется, что мы смотрим не на небо, а на морские волны со дна. Где небо, где глубина морская – непонятно. А в основе творческих способностей – умение видеть необычное в обычном и уметь играть в волшебные игры.

Некоторые учёные даже считают, что именно игра сделала человека человеком. А из игры родились танцы и спорт, поэзия и музыка – вся культура вообще. Поэтому человек не только существо разумное (homo sapiens), существо читающее (homo legens), но и существо играющее (homo ludens).

Много веков назад Леонардо да Винчи рассматривал пятна сырости на стенах домов. Одни были похожи на диковинных зверей, другие – на людей, третьи – на разные предметы. Великий мастер начал учить своих учеников замечать «что на что похоже» и считал это упражнение очень важным для развития художественного таланта. Учёные уверены, что в игре развиваются внимание и память, мышление и речь. А какие игры для развития языковыCх способностей знаете вы?

Как, например, выучить правильное произношение слов? В этом поможет наука орфоэпия. Просто читать словарь не станешь! Зато можно устроить орфоэпический бой: на листе бумаги или на доске ведущий записывает в два столбика слова, вызывающие трудности в произношении.  Игроки вооружаются ручками (да это уже не ручки, а воинские мечи или шпаги!) и по очереди молча показывают сопернику слова, которые нужно правильно произнести. Справился с произношением – нападай сам, пропустил удар – штрафное очко. В каждом столбике не меньше 10 слов. Ведущий-арбитр внимательно следит за верностью произношения. Как бы вы справились со словом щавЕль? Или со словом конечно? (В нём вместо ЧН произносится звук [ш]). А где поставить ударение в словах свЁкла и звонИт? Это примеры простые, каждый знает. А если воспользоваться словарём и найти слова посложнее?

Есть языковыCе игры, помогающие научиться писать грамотнее. Играют двое: один читает слова, а другой пытается увидеть слово на воображаемом экране и произнести наоборот, от конца к началу. Начать лучше с коротких слов: сон – нос, дом – мот, кот – ток, точка – акчот, наган – … . Последнее слово – перевёртыш-палиндром. Чем больше играешь, тем всё легче и легче произносить длинные слова наоборот. Удивительно, но эта простая игра улучшает правописание!

Для улучшения грамотности служит ещё одна игра. Придумайте предложение (кто длиннее?), в котором нет какой-нибудь буквы. Совсем нет, ни одной! Например, в предложении «В нашем саду расцвели заросли лиловой и белой сирени» нет ни одной буквы «К».

Другие игры помогут развить умение мыслить системно, классифицировать предметы, явления и понятия. Например, игра «Назови одним словом»: каким одним словом можно объединить туфли, ботинки, кроссовки и тапочки? Конечно, обувь. А арбуз, малина, клюква? Да это ягоды, любой ботаник подтвердит! А дворец, хижина, дом? Здания или строения. А Рим, Москва, Вена, Париж?

Такая игра поможет и во время изучения знаков препинания при обобщающих словах. Помните правило? После обобщающего слова ставится двоеточие: «В аквариуме плавали разноцветные рыбки: гуппи, меченосцы и вуалехвосты». А перед обобщающим словом ставится тире: «На улицах и тротуарах, на машинах и деревьях – всюду лежал снег». Оказывается, обобщающими могут быть слова всюду и везде. Можете привести свои примеры? Играть интереснее в компании – кто быстрее?

Языковая игра «Четвёртое лишнее» тоже помогает развить внимание и мышление. Что здесь лишнее: ёжик, домик, медвежонок, лошадь? И как вы объясните свой выбор (это, может быть, самое интересное)? Кто-то скажет: конечно, лишний домик – ведь ёжик, медвежонок и лошадь живые (или, с точки зрения русского языка, – существительные одушевлённые)! А кто-то скажет: конечно, лишнее слово здесь лошадь, потому что у него единственного нет уменьшительно-ласкательного суффикса.

Оказывается, игры (даже языковые), как и одежда или причёска, бывают модными и немодными. В модные языковые игры с увлечением играли и взрослые люди. Большой популярностью во Франции ещё в XVII пользовалось буриме. Так называлась игра, где участники придумывали стихи на заданные рифмы. Слово буриме по-французски означает «рифмованные окончания». В России эта игра приобрела особенное распространение в XIX – начале XX века. В буриме играли долгими вечерами, сравнивая, у кого получится самое интересное стихотворение. Вот примеры рифм, которые считались простыми, банальными: море – горе, печаль – даль. Попробуем посоревноваться? В игре с названными нами рифмами выиграл поэт Валерий Брюсов:

Когда встречалось в детстве горе

Иль безграничная печаль, –

Всё успокаивало море

И моря ласковая даль.

А приходилось ли вам собирать пазл? Это занятие нравится многим детям и взрослым. Чем сложнее пазл – тем интереснее. Но пазл-головоломку можно собирать не только из кусочков картинки, но и из разрезанного на части текста стихотворения, поначалу лучше смешного, детского. Кто быстрее соберёт кусочки стихотворения Корнея Чуковского «Ёжики смеются»? Помните:

У канавки две козявки

Продают ежам булавки.

А ежи-то хохотать!

Всё не могут перестать:

«Эй вы, глупые козявки!

Нам не надобны булавки:

Мы булавками сами утыканы»?

А ещё мы с удовольствием опубликуем самые интересные языковые игры, присланные нашими читателями!

Другие статьи раздела "Лингвоигротека"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга