Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Писатели детства

Каждый, кто занялся литературой, надеется написать произведение, которое бы стало знаком его творчества. У Пушкина это «Евгений Онегин», у Гоголя – «Мёртвые души», у Льва Толстого – «Война и мир». То же и у писателей детских: «Дядя Стёпа» у Сергея Михалкова, романы о Незнайке у Николая Носова, «Лесная газета» у Виталия Бианки… И Юрию Сотнику (1914–1997) однажды повезло. Он написал рассказ «Как я был самостоятельным», который знают.
О том, как становятся настоящими детскими писателями, рассказывает историк литературы, прозаик Сергей Фёдорович Дмитренко (г. Москва).

Юрий Сотник: Приключение удалось

Юрий Вячеславович Сотник знаменит своими детскими юмористическими рассказами и повестями. Кроме уже названного рассказа, это не менее известные «“Архимед” Вовки Грушина», «Дрессировщики», «Гадюка», «Маска», повести «Приключение не удалось», «Машка Самбо и Заноза», «Эликсир Купрума Эса»…


Сотник был сыном художника-карикатуриста и, возможно, потому уже с ранних лет стал подбираться к важным секретам изображения в литературе смешного.

Впрочем, как понять, что в жизни можно назвать смешным, а что нельзя, даже ни в коем случае нельзя?!

Сотник прекрасно показывает это уже в одном из своих первых рассказов – «Исследователи». Во время урока литературы, когда старый учитель вдохновенно читает стихотворение Лермонтова, в классе начинается странное оживление – в конце концов оказывается, что кто-то по вентиляционному каналу подобрался к решётке и стал сквозь неё разглядывать класс.

Смешно? Во всяком случае, забавно, необычно – школьники и развеселились.

Но совсем не смешно учителю – взрослому, опытному человеку. Он бросается из класса, чтобы выяснить причины происшествия, узнать, кто залез в вентиляцию.

Такой двойной взгляд – детский и взрослый – на происходящее Сотник даёт во многих своих произведениях и так убеждает: то, что с детской точки зрения выглядит весёлым, смешным, по мнению и опыту взрослых, часто попросту опасно. И в этом рассказе Сотник не останавливается, продолжая водить читателя вокруг происходящего и показывая разные его стороны.

Учитель нашёл ход, через который можно залезть в школьную вентиляционную систему, и даже поймал двух школьников, туда забравшихся.

Затем, отчитав мальчишек и отправив их в учительскую для дальнейшего разбора, Николай Николаевич вместе со студентом-практикантом остался ждать дворника, который пошёл за замком для вентиляционной дверки. О дальнейшем можно догадаться…

Рассуждая о важности «любознательности, то есть чисто биологической страсти к познаванию мира», учитель, а следом за ним и практикант лезут в вентиляцию, чтобы посмотреть её устройство. В это время появляется дворник и закрывает дверку на висячий замок. Всё!

Рассказ подходит к своей кульминации ещё и потому, что теперь-то читатель ничего предугадать не может. Он полностью в воле автора, Юрия Сотника. Конечно, понятно, что когда-то эти исследователи из вентиляции выберутся.
Но каким образом? И когда?..

Не стану далее пересказывать этот рассказ, чтобы не лишать вас удовольствия прочитать его полностью. Скажу только, что учитель и практикант переживут в трубах немало трагикомических минут, а выручат их… Рассказ завершается действительно весело. В сложившемся финале нет запрета на смех, как, например, в случае, когда совсем не хочется смеяться над старичком, возможно, ровесником Николая Николаевича, который, узнав, что у мальчика, ехавшего с ним в поезде, уползла из банки гадюка, вскарабкался снизу на третью полку (рассказ «Гадюка»). В «Гадюке» Сотник также показывает историю с точки зрения разных пассажиров и проводника вагона, что даёт ему возможность юмористическое переводить в трагикомическое, иронию – в сатиру, насмешку – в сочувствие.

Выбирая для своих произведений острые, увлекающие сюжеты, писатель с первых же строк начинает отводить внимание читателя от событий к характерам, к людям, взрослым и детям, которым эти события предстоит пережить. Писателю важно видеть, как характер проявляется в обстоятельствах событий. И почему проявляется именно так.

Кроме рассказа «Как я был самостоятельным», нерешительный, но поддающийся на всяческие авантюры мальчик Лёша Тучков становится у Сотника героем ещё нескольких. После истории с козлом в квартире собственной, Лёше пришлось пережить страшную ночь в квартире чужой (рассказ «На тебя вся надежда…»), участвовать в снятии гипсового отпечатка с лица соседского мальчишки («Маска») и даже тонуть во время ледохода («Как меня спасали»)…

Но и здесь Сотник от приключений спокойно и уверенно поворачивает своих читателей к главному. А главное для него – показать то, что всем интересно: как человек с детства соприкасается с большой жизнью, с проблемами взрослых, как у него складываются отношения со взрослыми, как, наконец, к нему приходит первое чувство любви…

Перечитайте рассказы про Лёшу, и вы увидите, что этот мальчик, попадающий в различные переделки, не такой уж недотёпа. Просто оказывается, что обычно на всяческие рискованные предприятия его подбивает девочка Аглая. И не только потому, что она бойкая выдумщица, а потому, что, сразу признаётся Лёша, «эта Аглая мне очень нравилась».

Когда говорят о книгах для взрослых, обязательно вспоминают о психологии поведения персонажей, об убедительности их поступков.


Юрий Сотник в своей прозе для детей также всё строит на обоснованности действий своих героев. Большинство из них – мальчишки-выдумщики, изобретатели, исследователи, стремящиеся жить интересно и весело. Их постоянные затеи не от того, что они – бездумные проказники. Как раз нет: они хотят уже в детстве сделать что-то серьёзное, полезное, подготовиться к взрослой жизни, к полюбившейся профессии. В повести «Приключение не удалось» шестиклассник Федя, мечтая стать полярником, решает бежать из дома в какой-нибудь заполярный интернат, чтобы и учиться там, по месту своей будущей работы. Но нельзя не заметить, что Федя, которому перед задуманным побегом поручили сочинить заметку в стенгазету, пишет вместо неё «Открытое письмо в пионерскую организацию» своей школы. Так, немного бюрократически, он выступает против скуки и казёнщины, царящих в пионерской среде.

В Советском Союзе, где правила коммунистическая партия и всё было основано на её идеологии, Юрий Сотник много лет писал – и их печатали! – рассказы и повести, где скучным занудам с пионерскими галстуками, маленьким чиновникам противостоят озорные выдумщики, трудолюбивые, жизнерадостные – живые! – ребята. Живые со всеми своими приключениями настолько, что и сегодня давно написанные книги замечательного писателя-рассказчика переиздаются вновь и вновь.

Другие статьи раздела "Писатели детства"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга