Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


Письмо в прошлое, адресованное М.В. Ломоносову


Россия Роман Шитов, Россия, 251842

     Прежде чем начать своё письмо М.В. Ломоносову, я хочу уточнить, что пишу не известному академику, «Русскому университету», известному во всем мире, – моё письмо предназначено деревенскому пареньку Михаилу Ломоносову, который помогает отцу в рыбацком деле и мечтает об учёбе в далёкой Москве.

     Михаил, здравствуй! Пишет тебе письмо Роман Шитов из далекого от тебя 21 века. Я долго думал, прежде чем начать это письмо: что же у нас общего, о чём мы можем поговорить и как мы можем понять друг друга? И, скажу честно, конечно, отличий больше, чем сходства, даже если бы мы жили в одно время. Я горожанин – ты живёшь в деревне; я в основном развлекаюсь (футбол, игры, телевизор), и главная моя работа – домашние уроки; ты постоянно занят какими-то мужскими домашними делами, а учеба – и есть твое любимое развлечение. Я живу на юге, где почти всегда солнце, а белый снег и морозы для нас – праздник; ты северянин, снег для тебя – привычное зрелище, но ты видел северное сияние! И характеры у нас разные: ты сильный, мужественный, целеустремленный ещё с детства. Борьба с трудностями закалила тебя. Мои же трудности «разгребают» родители, и я рядом с тобой, наверное, еще ребенок, но смелый и, надеюсь, справедливый.

     Что же тогда у нас общего? Я думаю, то, что у нас есть море. У тебя – северное, у меня – южное, но море – это огромный простор, это адреналин. Когда бросаешься в его волны – один на один, – ощущаешь свою силу, и восторг, и желание побеждать. Вот это желание побеждать – у нас тоже общее. Ты хотел победить судьбу. Мне трудно поверить в такую тягу к знаниям. Ежедневно по вечерам, когда никто не заставляет, наоборот, часто придумывают занятия, чтоб – не учился, - ты все равно читаешь, решаешь, пишешь. В любую погоду идешь к учителю на занятия – это ли не огромная сила воли? Я тоже люблю учиться, мне нравится получать отличные оценки, участвовать в конкурсах, побеждать. Но я прекрасно понимаю, что наше отношение к учебе – разное. Для меня школа – это единственное, что я умею (пока) делать, ты же умеешь многое: ловить рыбу, выходить в любую погоду в море на лодке, рубить дрова, ходить на охоту. Но ты мудрее: учеба для моих сверстников – потому что так надо, а потом, после школы, мы будем делать то, что хочется; учеба для тебя – единственная возможность делать то, что очень хочется. 

     Смог бы я уйти из семьи, отправиться «в мир» самостоятельно, не имея за спиной никакой поддержки – даже ради великой цели? Не знаю. Мне даже не надо этого знать, потому что любые мои мечты способны исполниться без «подвига с моей стороны». Я мечтал заниматься восточными единоборствами – записался в секцию, захочу стать космонавтом – не думаю, что родители закроют передо мною дверь. Я верю в свои возможности не потому, что такой сильный и непобедимый, а потому, что любая проблема решаема. А вот ты сумел доказать всему миру, что ВСЁ ВОЗМОЖНО, когда это на самом деле было невозможно. Вот что поражает меня. И в твоем случае это только характер, это сила воли, это непреодолимая тяга к знаниям. Не знаю, есть ли сейчас в нашей стране хоть один ученик, который способен на все ради образования. Не получения документа об образовании, а именно желания все знать. 

     Михаил, как жаль, что мы на самом деле не можем поговорить. Я спросил бы тебя: ты знал всего два учебника «Арифметику» и «Грамматику» – и стал академиком. У нас в портфелях их десятки – видел бы ты, какие они толстые! Почему же никто не может повторить твою судьбу? Чего нам не хватает? Или же все в науках уже открыто (с твоей помощью)? Но появляются новые науки, и мне непонятно одно: почему каждый ученый изучает маленький кусочек своей науки и не пытается узнать остальное? Мне, как и тебе, пока еще интересно все. В пятом классе я участвовал в конкурсе «Юный исследователь» по истории, литературе, химии, православию, ботанике. Во многих секциях стал призером, а за победу в православном конкурсе даже был награжден путевкой в Грецию, был на Афоне. И мне часто говорят: зачем тебе это надо? Выбрал бы какую-то одну науку и занимался ею, а так – разбрасываешься, и толку не будет. Именно в такие моменты я вспоминаю тебя, интересно, что бы ты ответил, если бы тебе сказали так? А может быть, тоже говорили? Ты сумел сделать то, что не под силу никому вот уже три столетия. И, может быть, в том, что для меня сейчас ВСЁ ВОЗМОЖНО, нужно благодарить именно тебя?

С уважением, Роман Шитов,

 ученик 6 класса, Украина, г. Симферопольск





Латвия Деница Недялкова, Латвия, 233564

Здравствуйте, уважаемый Михаил Ломоносов!

     Спешу рассказать о далёком для Вас будущем – о двадцать первом веке. Надеюсь, что обрадую, рассказав о том, что Ваши труды не пропали даром – люди используют Ваши формулы, открытия, помнят Вас! А ведь самая большая награда – это память, память о человеке. 

     На сегодняшний день построено много новых школ, университетов. Теперь их намного больше, чем в прошлом, - в Ваше время. Я знаю, что ради учёбы Вы отправились из Архангельска в Москву. Я восхищаюсь Вашим поступком! Однако сегодня очень мало учеников, имеющих такое же рвение в учёбе, как Вы... В ваше время все дети хотели учиться, но многие не имели такой возможности. Сегодня – наоборот: почти все имеют возможность, но не имеют желания...

     Мне известно, что Вы не только превосходный учёный, но и талантливый поэт. Давайте попробуем пообщаться стихами!

 Ломоносов – труд, победа,

 Во всём старание, друзья.

 Он успевает то и это,

 Вот это жизнь, вот это да!..

 

 Вы – богатырь, рвётесь всё выше,

 Вот покорён и знаний Эверест.

 Когда дойдёте вы до белой крыши

 Не будет больше тайных в мире мест.

 

 Ломоносов – храбрый, сильный.

 Настойчив он, упрям и горд.

 А дома в тишине спокойной

 Задумчив и рассеян он.

 

 Вот перед ним – кусочек хлеба,

 Чернильница, перо, тетрадь.

 И мысли, чистые как небо.

 Труду никто не смеет помешать.

 

Великий русский Ломоносов.

Он будет, был и есть всегда!

Его труды, его старанье

Мы не забудем никогда!

 

     Как бы мне хотелось очутиться в Вашем времени – увидеть прежние школы, познакомиться с великими писателями и учёными. Думаю, и Вы мечтаете прогуляться по улицам будущего – увидеть совершенно другой, новый мир. Я обязательно показала бы Вам современные здания, фабрики, заводы. Побывали бы мы и в музеях, школах... Напоследок я отвела бы Вас в библиотеку – Вы бы увидели много книг о Вас, о Вашей жизни... Наверное, Вам было бы интересно узнать о том, какой след Вы оставили в истории, что о Вас думают в будущем. К сожалению, это невозможно – ведь машины времени не существует, но... Может быть, любопытство и тяга к неизвестному прошлому побудит меня создать такую машину?.. И тогда мы обязательно встретимся, и все наши мечты сбудутся.

     До встречи!





Россия Мария Базаржапова, Россия, 214652

     …Скоро в школу. Я теперь шестиклассница. Последние летние денёчки я с родителями на Байкале. Счастье-то какое! Байкал мне кажется живым. Подойдите поближе, и вы это почувствуете. И вода в конце августа довольно тёплая. Но сейчас ночь. Августовская. Звёздная. Таинственная. И я одна на берегу озера.

     …Открылась бездна звезд полна

     Звездам числа нет, бездне дна.

     Здравствуйте, Михаил Васильевич!

     Вспомнила я о вас благодаря этим  строчкам. Они завораживают так же, как красота Байкала.

     Может быть, я еще мало знаю о вашем жизненном подвиге, но я обязательно узнаю больше. И на этом классном часе, посвященном вам, мне было очень интересно.

     Вашей жажде учения может позавидовать любой. Я бы, наверное, не смогла так. Пешком, в мороз, в неизвестность, но ради знаний. Но вы не думайте, что я ни на что не способна. Я учусь отлично и стала Лучшей ученицей года. И тоже люблю учиться. Как же соскучилась я по школе!

     Я поняла на уроке, что вы гениальный человек, что вам покорились почти все науки. Не все запомнила, но полярное сияние и молнию объяснили правильно вы, а еще происхождение многих полезных ископаемых.

     Показывали нам и мозаичные портреты, и картину «Полтавская баталия». У меня родилась мечта – увидеть её когда-нибудь настоящую.

     И первый университет был основан благодаря вашей инициативе и вашим усилиям. Как вы только все успевали?!

     Мы еще не изучаем физику и химию, но я уже знаю, что основоположником этих наук являетесь вы, а науки эти увлекательные и нужные.

     Про стихосложение я чего-то не поняла еще, но то, что прочитали нам из ваших стихотворений, мне понравилось. Особенно басня про волка, который коварно хотел очаровать своим голосом овец, да не получилось. Кто родился волком, тому не бывать лисой. И ваше стихотворение о кузнечике мне очень понравилось, но оно грустное. Получается,  вы позавидовали беззаботной жизни кузнечика. Вы же его дочке своей посвятили, но нам объяснили, что сочинили его в очередной безуспешной поездке с просьбами для академии.

     У меня тоже есть увлечения. Недавно я увлеклась изучением минералов нашей Республики Бурятия. У нас и такой был классный час: «Самоцветы родного края». Мы познакомились с разными минералами нашего края: сердоликом, халцедоном, чароитом, нефритом и многими другими. А потом побывали с экскурсией в Улан-Удэ в Геологическом музее, где уже сами могли рассказать экскурсоводу о них. И теперь я собираю минералы. Пока их у меня немного, но есть халцедон и горный хрусталь.

     Я еще не знаю, кем я стану, но я уже решила, что обязательно буду приносить пользу Родине.

     Мало говорить о любви к России, надо делать всё, чтобы она становилась красивей!

     Михаил Васильевич! Спасибо вам за то, что и три столетия спустя вы учите любить по- настоящему свою Родину! И вы останетесь нашей гордостью навечно!

     …Байкал почти не шумит, но дышит. И звезды так близки. И тайн еще много неразгаданных.

     Спасибо. И до свидания. 

     Маша. 





Украина Ольга Сотниченко, Украина, 250773

  Уважаемый Михаил Васильевич!

     Из далёкого от времени Вашей жизни 2011 года обращаю своё слово, шлю приветствие и низкий Вам поклон. В истории человечества я знаю двух людей, чей гений был бы так разнообразен, сердце пылко, а руки неутомимы. Их подарили нам эпоха Возрождения и век Просвещения, взрастили нежный воздух солнечной Флоренции и суровая природа северного Поморья. Ими никогда не перестанет гордиться Италия и Россия. Они стали идеальным доказательством истинности идей своего времени и непревзойдённым воплощением возможностей человеческого духа и разума в сознании последующих поколений.  Это Леонардо да Винчи и Вы, Михаил Васильевич.

     Хочу поделиться с Вами своими размышлениями о путях развития всего человечества и отдельного человека. Со времени Вашей жизни, по моему мнению, изменились масштабы дерзаний простых людей относительно развития своей личности. Мы мыслим себя в узких рамках, не смеем посягать на глубокое знание, например, физики и химии одновременно. Узкая специализация приводит к тому, что мы уже обращаемся за помощью не просто к врачу и даже не к терапевту, хирургу или офтальмологу, а к врачу, который специализируется на лечении цилиарного отростка глаза или его медиальной прямой мышцы. Может быть, я несколько утрирую, но к этому всё движется. Хорошо это или плохо? С одной стороны, действительно, человечеством накоплен такой объём знаний даже в отдельных отраслях науки, что постигнуть всё кажется невозможным. Но, с другой стороны, без связи отдельных частей, без их синтеза не может быть верной картины целого. Вот и получается, что, развивая какую-либо отрасль промышленности или сельского хозяйства, леча отдельный орган человеческого тела, мы нередко губим природу, здоровье. Поэтому для нашего поколения так важен пример Вашей, Михаил Васильевич, деятельности на различных поприщах науки, искусства и Вашего служения обществу, родине, соотечественникам. Безусловно, Ваш феномен: быть физиком и поэтом, языковедом и геологом, астрономом и художником, химиком и правоведом, гениальным мыслителем и провозвестником великих идей – неповторим. Энциклопедизм Вашего мышления сводил воедино природу, культуру, религию, социальные и нравственные отношения человека и общества. И я тоже верю в возможности человеческого разума, знаю достойных Ваших наследников и надеюсь, что наука и образование всё-таки найдут путь развития, ведущий к прогрессу, победе гуманных идей, обладающий способностью отдельные камешки познания сложить в единую мозаику – картину мира.

     300 лет, прожитые человечеством со времени Вашей жизни, по масштабам изобретений человеческого ума, созданий человеческой фантазии грандиозны. Настолько же они грандиозны и по масштабам человеческой глупости, насилия, вреда, причинённого людям и природе. Оказалось, что любое научное изобретение может быть направлено как на пользу человечества, так и ему во вред. Грандиозный путь был пройден учёными Беккерелем и Резерфордом, Пьером и Марией Кюри, Флёровым и Петржаком  и многими другими, открывшими радиоактивность урана, гамма-излучение, закон радиоактивного распада, расщепившими ядро атома. Но этот путь привёл не только к созданию  ядерного реактора, но и к атомным бомбардировкам Хиросимы и Нагасаки. Думаю, это – преступление использовать талант, подаренный природой, развитый учителями, в неблагородных целях. Не менее увлекательна дорога, приведшая к созданию сети Интернет, изобретение телеграфа, телефона, компьютера, запуск спутника. Сегодня Интернет открывает неограниченные возможности: общение, обмен опытом, участие во всевозможных проектах. Это –  неисчерпаемый кладезь информации. Часто в книжных магазинах невозможно найти необходимую книгу или статью, а в сети Интернет это совсем не сложно сделать. И в то же время Интернет становится наркотиком для людей, прожигающих жизнь за играми, оставляющих глупые «комменты» по поводу не менее глупых фотографий и картинок, пишущих сообщения не в виде связного текста, а в виде  слов-уродцев. Вот и получается, что удивительное изобретение в руках неразвитых пользователей превращается в виртуальный плен.

     И всё же, несмотря ни на какие катаклизмы нашего времени, мне хочется, чтобы Вы, Михаил Васильевич, знали: Ваши слова, предсказавшие, «что может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать», сбылись. Весь мир знает имена Д.И. Менделеева и И.М. Сеченова, Н.И. Пирогова и Е.О. Патона, А.Д. Сахарова и В.И. Вернадского. Мы гордимся именами великих, обогативших мировую литературу и живопись, кино и музыку, театр и архитектуру. Очень хочется надеяться, что и моё поколение подарит миру научные открытия и шедевры искусства. Ведь, как Вы сами говорили, Михаил Васильевич, природа «состоит в действии и противодействии». Это значит, что если память жива, сердце горячо, а ум ясен, то и явления, тормозящие развитие, могут быть преодолены, и мы сможем на новом витке развития науки, техники, искусства вернуть органически целостный взгляд на мир.

 С уважением,

Ольга Сотниченко, 11 класс, Украина, г. Мариуполь

 



© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга