Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   История языка

Палеография (от греч. παλαιóς – древний γράφειν – писать) – наука о старинных надписях и рукописях. В ней немало тайн и загадок, волнующих как учёных, так и обычных людей. Одну из страничек, связанных с этой областью языка, приоткроет для вас Марина Анатольевна Павлова.

Загадки древнерусских граффити, или были времена - прошли былинные

Быстро мчится по рельсам поезд. Смотрят в окно пассажиры. Мелькают за окнами дома, пролетает встречный поезд. Вдруг внимание привлекает странная надпись огромными неразборчивыми буквами на стене старого здания. Надписи тянутся вдоль дороги. Среди них появляются рисунки. Также странно украшены и старые вагоны, расписанные яркими красками из баллончика. «А, граффити, – говорит один из пассажиров, – настоящий вандализм! Неумелое марание стен!» «Граффити? – удивляется другой пассажир. – Это научный термин, произошедший от латинского graffiti. В единственном числе – «граффито». Так называют многочисленные неофициальные надписи и рисунки, выцарапанные нашими предками и найденные археологами в древних городах Египта, Италии, Франции, России, Украины. Археологи обнаружили их на керамических сосудах, архитектурных деталях и стенах построек. Граффити имеют большое значение для исследований палеологов, лингвистов, историков и искусствоведов». «И о чём же писали наши предки? Что их волновало?» – интересуется любознательный пассажир. «Что ж, дорога нам предстоит длинная, могу рассказать вам о загадках древнерусских граффити. Кстати, свои надписи-граффити наши предки не писали, а выцарапывали острыми предметами на стенах. Обычай выцарапывать записи на стенах зданий в Древней Руси получил широкое распространение и даже нашёл отражение в старинных былинах. Так, например, об Илье Муромце, направляющемся из Мурома в Киев, говорится:

На часовне надписал свое имячко:

«Ехал такой-то сильный, могучий богатырь, Илья Муромец, сын Иванович».

«Значит, Илья Муромец –первый райтер, оставивший свой тег на стене древнего здания?» – перебил неугомонный пассажир. «Райтер – это, вероятно, от английского writer – «писатель», «пишущий»? А что такое теги?» – «О, теги (произносится твёрдо, с [тэ]) – своеобразные подписи-прозвища, сделанные аэрозольными красками на стенах или вагонах метрополитена в США. Впервые теги появились в начале XX века. С ними активно боролась и борется городская администрация. Создаются специальные комиссии, вырабатывающие законы против граффити. За росписи зданий, переходов и вагонов метро берут большие штрафы. Некоторые даже считают подобные надписи признаком определённого уровня жизни. Там, где есть граффити, возникает ощущение нищеты, запустения и повышенное чувство опасности», – с удовольствием объяснил первый собеседник. – «Знаете, выцарапывание на стенах зданий в древности тоже официально порицалось. А первые надписи появились ещё до нашей эры. Самые древние – наскальные рисунки и пиктографии, выцарапанные острыми костями животных. Это неоценимые находки для учёных. Например, граффити, найденные на скалах и огромных валунах Сирии, Иордании и Саудовской Аравии, – единственный известный источник мёртвого сафского языка (праязыка современного арабского).

О существовании древнерусских граффити долгое время было известно лишь по случайным отрывочным сведениям и упоминаниям архитекторов, историков и любителей старины. Надписи сохранились в городе Владимире (Боголюбский замок), в Новгороде (София Новгородская) в Зверинецких пещерах в Киеве и Софии Киевской. Их нелегко было найти, расчистить, прочитать и датировать. Скрытые под многолетними наплывами, слоями краски, они были малозаметны. Исследования начались в середине прошлого века». – «И что удалось узнать учёным? О чём и зачем писали на стенах люди? И кто мог там писать?» – снова не смог сдержать любопытства первый пассажир. «О, наши предки выцарапывали на стенах надписи, близкие летописным, содержащие сведения о военно-политической истории Древней Руси. Например, на стенах церкви Софии Киевской сохранились записи о кончине князя Ярослава Мудрого, о княжении Святослава, о мире на Желяни, о жене Изяслава Ярославича Олисаве и надпись о Бояновой земле. Целая небольшая летопись-граффити!

Самые древние записи принадлежат к XI веку (1042 г.), то есть сделаны около 1000 лет назад! Есть молитвенные надписи и, конечно, так называемые автографы, когда человек просто фиксировал своё имя на стене собора». «Как Илья Муромец?» – опять вмешался внимательный собеседник. «Ну, подписи самого Ильи Муромца в Софийском соборе нет, зато есть граффито, оставленное другим былинным персонажем – Ставром Городятиничем (Ставром Годиновичем). Представьте, так и написано: «Писал Ставр Городятинич». – «То есть что-то вроде надписи на скале, сделанной великим комбинатором Остапом Бендером «Киса и Ося были тут»?» – «Шутите? А ведь граффити в Софийском соборе в Киеве позволили сделать вывод о том, что грамотных людей на Руси в древности было очень много. Во многих записях чувствуется рука опытных каллиграфов-книжников, которые даже на твёрдой штукатурке сумели передать изящество начертанных букв и сохранить прямоту строк на каменной стене». – «А как эти записи выглядели? Я слышал, что в древнерусском алфавите букв было больше, чем в современном. Какие-то юсы малые и юсы большие… Таких букв нет давным-давно!» – «Действительно, слова писались без пробелов, как в старинных книгах, некоторые слова писали под особым значком-титлом, обозначающим сокращение слова.

Это затрудняло расшифровку надписей. Существует даже такое выражение «софийская азбука» – буквы, использованные в создании граффити в Софии Киевской. Граффити выцарапывались на высоте от одного до двух метров над полом. Самое высокое граффито обнаружено на высоте 2 метров 15 саниметров». «А вы можете написать что-нибудь из того, что называют древнерусскими граффити? А я попробую прочитать!» – попросил собеседник. – «Отчего же нет! С удовольствием! Смотрите», – и на страничке блокнота появилась загадочная надпись:Это запись о заключении мира князьями Святополком, Владимиром и Олегом в пригороде Киева в конце XI века. Читается: «Месяца декабря в 4-е сотвориша (сотворили) мир на Желяни Святополк, Владимир и Олег». «Да, интересная работа у учёных: найти, расчистить, прочитать, датировать надпись, зафиксировать её для будущих поколений… Целая детективная история… Благодаря древнерусским граффити мы знакомимся с малоизвестным языком людей того времени, с персонажами и событиями древней истории», – задумался пассажир, начавший разговор. «А вы говорите – граффити!» – улыбнулся второй пассажир.

Если хотите, вы тоже можете попытаться прочитать некоторые древнерусские граффити в книге С.А. Высоцкого «Древнерусские надписи Софии Киевской» (Киев, 1966).

Другие статьи раздела "История языка"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга