Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Уроки литературы

Всем известно, что стихи и проза имеют множество различий. Но при этом далеко не всегда удаётся определить, какие из них главные и существовали всегда, а какие носят характер временный, преходящий. Разговор о стихах, интересный и увлекательный, а главное – серьёзный, начинает С.В. Волков.

Стихи и проза

«Они сошлись. Волна и камень, // Стихи и проза, лёд и пламень // Не столь различны меж собой…» – так писал в романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин, представляя читателю двух главных его героев. Если, скажем, разница между камнем и водой, льдом и пламенем очевидна, то чем же противостоят друг другу стихи и проза? Полярные ли это понятия? Каково их коренное отличие?

Давайте разберёмся. «Уронили мишку на пол, // Оторвали мишке лапу…» – даже дошкольник скажет, что это стихи. Почему он так решил? Скорее всего, потому что услышал рифму – созвучие на конце строк. Он по-своему прав: действительно, огромное количество стихов пишется с рифмой. Мы привыкаем к ней с детства – но однажды сталкиваемся, например, вот с таким текстом:

Урну с водой уронив, об утёс её дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

Мы чувствуем, что это тоже стихи. Они помещены под названием «Царскосельская статуя» в сборнике стихотворений Пушкина. Выходит, могут быть стихи без рифмы? Или, может быть, это всё-таки проза? Ведь писал тот же Пушкин, довольно язвительно, по поводу безрифменных  стихов своего, между прочим, поэтического учителя Жуковского: «Послушай, дедушка, мне каждый раз // Когда взгляну на этот замок Ретлер, // Приходит в мысль: что, если это проза, // Да и дурная?..»

И всё же перед нами стихи, только называются они белыми. И они никакие не второсортные, а самые что ни на есть настоящие. Между прочим, античная поэзия вообще не знала рифмы, многие фольклорные тексты – например, былины – тоже представляют собой белый стих. Да и многие современные авторы охотно обращаются к нерифмованным стихам.

Заглянем в справочник!

В данном случае мы заглянем в справочник для того, чтобы точно определить значение слова стих. Ведь очень часто мы воспринимаем его как короткий заменитель слова стихотворение. «А сейчас я расскажу стих Пушкина «Мороз и солнце»!» – гордо говорит у доски какой-нибудь первоклассник, начиная читать наизусть. А учитель его поправит: «Не стих, а стихотворение!» И не зря поправит: ведь стихом называют в литературоведении одну стихотворную строку. «В пятом стихе столько гласных [у], что так и слышится завывание ветра», «Третий стих начинается с союза что» – везде речь идёт о соответствующей строчке стихотворения.

А ещё термин «стих» (а чаще – «стихи») употребляется для обозначения самого принципа поэтической речи, как антоним понятия «проза».


Итак, стихи и прозу отличает друг от друга вовсе не наличие рифмы (хотя она, повторим, очень помогает нам в этом). А что же тогда? Попробуйте провести такой эксперимент: начните ритмично отстукивать по столу ладонью или запустите метроном (этот мерно щёлкающий приборчик хорошо известен занимающимся музыкой), а затем начните читать под звук этих ударов обычный прозаический текст. Ну, например, такой: «Эта нудная книга мне уже настолько надоела, что я не знаю, куда бы её забросить, чтобы больше не мозолила глаза». Чувствуете, что ударения в словах и удары метронома часто не совпадают, а стучать рукой под чтение прозы вообще трудно – то и дело сбиваешься? Теперь попробуем сделать то же самое со стихами. Если на память ничего не приходит, то воспользуйтесь нашим примером:

Покупали скрипачи
На базаре калачи,
И достались в перебранке
Трубачам одни баранки.

Правда же, стучать необыкновенно легко? Стихи как будто сами подсказывают, когда стукнуть: «пОкупАли трУбачИ // нА базАре кАлачИ». Слова оказались расставлены так, что ударения в них чередуются равномерно, через один слог.

Выходит, что в стихах есть особый ритм, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании (нарочито громком и подчёркнутом произнесении) этот ритм становится совсем очевидным. Именно наличие жёсткого ритма и позволяет стихам ложиться на музыку, становиться песнями. Под стихи можно маршировать, танцевать, делать зарядку, то есть совершать ритмичные действия. Попробуйте-ка помаршировать под прозу!

Правда, иногда уловить ритм в стихе очень трудно, и не сразу можно решить, что перед нами – стихи или проза. Интересный пример такого текста приводит в своей книге «Основы теории литературы» Л.И. Тимофеев: «Лаборант Петровский, до обеда вышедший из университета, встретил свою дочку по дороге в магазин аптекарских товаров. День был неприветливый. Навстречу било мокрым снегом. Лаборанту явно нездоровилось, к тому же он с утра, как назло, не поладил с ректором и был обеспокоен…» Если читать этот текст, делая паузы в соответствии со знаками препинания, то ритма можно в нём и не заметить. Но стоит только записать его столбиком, то он тут же обнаруживается – и проза превращается в стихи:

Лаборант Петровский, до обеда
Вышедший из университета,
 Встретил свою дочку по дороге
В магазин аптекарских товаров.

Ритм держится не только на чередовании ударных и неударных слогов, но и на правильном расположении пауз. Это как лестница в многоэтажном доме, каждая строка – лестничный пролёт, состоящий из отдельных ступенек; идёшь по ним от одной паузы – лестничной клетки – до другой. Запись стихов столбиком позволяет правильно расставлять паузы и облегчает ритмическое чтение.

Стихи узнаются и по тому, что ритм в них сознательно поддерживается.И в прозе может встретиться ритмичный кусочек, но он тонет в общей массе неритмичного текста и возникает чаще всего случайно (вот вам пример: начало этого предложения ритмично – проверьте это сами, расставив ударения, – однако не воспринимается как стихи). В стихах по-иному: начинаем читать стихи – как будто запускаем метроном, который отстукивает нужный ритм всё время, пока мы их читаем.

Другие статьи раздела "Уроки литературы"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга