Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   История языка

Раздел лингвистики – палеография (от греч. palaios – древний и grapho – пишу) осуществляет связь времён, повествуя о далёком прошлом письменности. Кандидат филологических наук И.В. Шамшин знакомит читателей с различными вариантами оформления письменной речи, с тем, как буквы меняли своё изображение из века в век.

Как писали

С древнейших времён человек хотел оставить память о себе, о событиях, свидетелем которых он был, сделать завещание потомкам. Самым удобным способом для этого стало письмо, претерпевшее за тысячелетия множество изменений. Предметное письмо заменяется начертaтельным письмом, пиктографию постепенно вытесняет идеографиче-ское (иероглифическое) и звуковое (буквенно-звуковое) письмо (об этом рассказывалось ранее в этой рубрике журнала).

Эпоха сменяет эпоху... Совершенствуются не только материалы и орудия письма, но и сама манера письма.

Человек исстари стремился писать красиво, тщательно вырисовывал каждую букву, возводил этот процесс в искусство; но время, неотвратимый прогресс заставили его «совершенствовать» манеру письма. Писать стали быстрее, увереннее, но... вряд ли красивее.

Графика кириллицы – одной из двух древнейших (сравнительно с глаголицей) славянских азбук – претерпевала изменения с Х по ХVIII век: от уставнoго письма – к скoрописи.



Устав

Устaв – это один из типов письма кириллицы, который отличался прямым, чётким и тщательным написанием букв, отдельным начертанием каждой буквы, отсутствием сокращений слов. Так, например, устaвом написаны древнерусские рукописи ХI–ХIV веков. Устав ХI–ХII веков отличается строгостью пропорций, буквы симметричные, свободно располагаются в строке. Приблизительно в ХIII веке пропорции буквенных начертаний изменяются: буквы становятся yже, сокращаются верхние части букв , , , поднимается вверх перекладина у йотированных букв , , , вертикаль буквы поднимается за пределы строки. В ХIV веке на основе новообразований ХIII века формируется новый вид устава с узкими вытянутыми буквами, стоящими близко друг к другу.

В восточнославянской письменности (в том числе русской) устав с ХV века вытесняется полуустaвом, а пергамен – бумагой.


Полуустав

Появление полуустава объясняется необходимостью ускорения процесса письма.

По сравнению с уставом начертания букв полуустава лишены своей геометрической строгости. Прямые линии ужe допускают кривизну, округлые утрачивают облик правильной дуги, нарушается стабильность расстояния между буквами. Становятся возможными варианты начертания одних и тех же букв у одного и того же писца: так, например, буква могла иметь до четырёх вариантов, – до пяти и т.д.

В Древней Руси полуустав употребляется с ХIV века, но первоначально в деловых документах (например, полууставом написана Лаврентьевская летопись 1377 г.). Русский полуустав ХIV века, который ещё называют «старшим», сохранил традиции русского устава, но отличался от него меньшей тщательностью, большим числом сокращённых слов со многими выносными буквами, покрытыми титлами – знаками сокращений.
С ХV века появляется новый тип полуустава – «младший», для которого характерны наклон письма к концу строки, изменение состава букв за счёт употребления букв южнославянского письма, например йотированных юсов (, ), утраченных в русской письменности в ХII веке.

На основе лучших полууставных почерков московских рукописей сложился шрифт первых русских первопечатных книг ХVI века, например «Апостола» Ивана Фёдорова.

Стремление сделать надписи красивыми приводит к появлению вязи.


Вязь

Вязью называют декоративное письмо, буквы которого как бы «связываются» в непрерывный орнамент. Вязь применялась для украшения заглавий в древних рукописных и старопечатных книгах, чаще в начале текста; иногда ею пользовались в целях сокращения письма при недостатке места. Использовалась вязь и в прикладном искусстве, служила, например, для украшения посуды.

Для написания вязью прибегают к сокращению букв путём сближения их частей, подчинения одной буквы другой, к украшению орнаментальными элементами, к уменьшению отдельных букв и размещению их между неуменьшенными.

В русской книге вязь начинает применяться с конца ХIV века. К концу ХV века вязь становится распространённым каллиграфическим приёмом оформления русской книги, особенно в Новгороде и Пскове, в Троице-Сергиевом монастыре. Лучшие образцы вязи созданы в середине ХVI века в Москве в каллиграфической мастерской, руководимой митрополитом Макарием.

С ХVIII века начинается упадок искусства вязи, сохраняющейся лишь в старообрядческих книгах ХVIII–ХIХ веков.

Потребность в ещё большем ускорении письма вызвала к жизни скoропись – быстрое рукописное письмо, характеризующееся непрерывностью написания рядом стоящих букв.

Естественно, что скоропись средневековых рукописей отличается от скорописи наших с вами дней.


(Вестник Олимпиады "Светозар", N8)

ЛИТЕРАТУРА
1. Рейсер С. А. Русская палеография нового времени. М., 1982.
2. Тихомиров М. Н., Муравьев А. В. Русская палеография. М., 1982.
3. Энциклопедия для детей. Т.10: Языкознание. Русский язык. М., 1999.

Другие статьи раздела "История языка"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга