Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   История языка

Рубрику ведёт кандидат филологических наук О.В. Синёва

Первые шаги человечества к изобретению письма

В те времена, когда люди не умели писать, они передавали всю информацию из уст в уста, устно. Однако человек не мог пересказать услышанное дословно, так как запомнить звучащий текст и точно его воспроизвести очень трудно. Необходимо было дополнительное средство общения, способное преодолевать пространство и время, помогающее сохранять, накапливать и передавать информацию, опыт последующим поколениям.


Говорящая лягушка, или предметное «письмо»


Первыми такими средствами были окружающие человека предметы, которые становились символами – условными обозначениями какой-нибудь идеи, мысли или понятия.

Так возникает предметное «письмо». Об одном таком предметном послании рассказал древнегреческий историк Геродот (V в. до н. э.). Он писал, что скифы отправили персам, с которыми воевали, необычные дары. Это были лягушка, мышь, птица и пять стрел. (Животные и птица были живые, настоящие.) Персы оказались в затруднении. Им предстояло понять символический смысл присланных даров.


Калюмет – священная трубка североамериканских индейцев c фигуркой медведя, или трубка мира (XVII век). Все священные трубки были символическими предметами, исключенными из повседневного употребления. При ритуальном курении трубка переходила по кругу, как Солнце с востока на запад. Участие в такой церемонии предохраняло гостя от всякой враждебности. «Трубкой мира» калюмет именуется уже в Европе. В немецком языке выражение «раскурить вместе трубку мира» стало обозначать прекращение враждебных отношений, прежде всего благодаря книгам Ф. Купера.

Персидский царь Дарий I увидел (или хотел увидеть) в этом послании знак покорности своих врагов. Он решил, что таким образом скифы признают своё поражение: мышь и лягушка, живущие в земле и воде, символизируют земную и водную стихии, которые скифы отдают ему во владение. Птица, по мнению царя, могла быть символом быстрого бегства противника, а стрелы – отказа от сопротивления.

Совсем иначе расшифровал это живое послание один из приближённых царя: «Если вы, персы, не научитесь скакать по болотам, как лягушки, прятаться в норы, как мыши, и летать, как птицы, то вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами». Придворный мудрец оказался прав. Скифы победили персов в этой войне.

В чём же плюсы и минусы такого способа передачи информации, который существовал в разных древних культурах и предшествовал появлению письменности?

Предметное «письмо» – это доступное средство общения для народов или племён, говорящих на разных языках. Для его создания используется простейший вид условной связи между предметом и понятием (лягушка – «прыгать», птица – «летать»). Однако всё равно прочитать, а вернее, правильно истолковать такое послание без специальных подсказок и дополнительных сведений невозможно.

Необходимо иметь представление о культуре и мышлении авторов послания, учитывать конкретные события, связанные с его составлением. Не случайно персидский царь и придворный мудрец «прочитали» послание скифов противоположным образом. Вероятно, толкователю-слуге были хорошо известны храбрость и воинственность скифов, с которыми персы вступили в войну.


Вампум

А как бы мы с вами сегодня расшифровали послание «лягушка, мышь, птица и стрелы»?

О чём рассказывали ракушки и узелки

Различные виды предметного «письма» существовали у народов Северной и Южной Америки и Африки. Такие послания сообщали о мире, войне, бедствиях, числе воинов, количестве проданных или взятых в долг товаров.

Для передачи информации у народов Северной Америки, например у ирокезов, использовались раковины определённого цвета, нанизанные на шнур. Получалось что-то наподобие цветных бус. Из раковин плели разноцветные пояса с условным узором. Цвета раковин осмыслялись символически. Белый цвет обозначал благополучие, мир, здоровье, красный или фиолетовый – войну, зелёный – хлеб, чёрный – смерть. Такое предметное «письмо» североамериканских индейцев называлось вампум.


Кипу

У индейцев, живших на территории Перу в XII–XVI вв., существовал другой вид предметного «письма» – кипу, или квипу, то есть узелковое «письмо».

С длинного толстого шнура или палки свисала бахрома из тонких разноцветных верёвочек разной длины. На них завязывались узелки, в результате чего образовывалось хитрое сплетение. Количество и форма узлов обозначали числа: простые узлы – единицы, двойные – десятки, тройные – тысячи. Цвет верёвок обозначал считаемые предметы: жёлтый – золото, красный – воинов и т.д.


Можно ли читать рисунки?


Бык-тур. Пещерная живопись в гроте Ласко. Франция. Ледниковый период.

Следующим шагом к изобретению начертательного письма стала пиктография – письмо рисунками.

Сначала возникли рисунки, а наносились они на предметы обихода, на стены пещер и поверхность скал. Рисовались они и на камнях, на рогах и костях животных.

Так рождалось картинное «письмо», или пиктография. Такое письмо ещё сохраняло связь с наскальной живописью.

В чём же отличие пиктограммы от рисунка? Рисунок изображал конкретный предмет или существо, создавался по случаю, важному, значимому для рисующего (например, необычное событие, удачная охота или рыбная ловля). Пиктограмма же служила знаком


Пиктограмма «Человек пошел на охоту, добыл шкуру зверя, охотился на моржа, плыл на лодке с другим охотником, заночевал».

предмета, явления, события, переданного схематично. Создавая такой знак, человек обобщал свой опыт, свои знания о мире. Например, пиктограмма «глаз» (N) обозначала и конкретный глаз, и зрение, и зоркость, и бдительность. Таким образом, пиктограмма условна и имеет постоянное значение, то есть всегда несёт неизменную информацию.

Преимущество пиктографии перед другими видами передачи информации в том, что одним значком можно обозначить целую жизненную ситуацию. Например, соответствующие картинки на дорожных знаках быстро сообщают нам, где есть заправочная станция, больница, телефон, место для отдыха. Пиктограммы могут прочесть люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире как ёмкий способ общения наряду с другими графическими знаками, буквенным письмом.

(Вестник Олимпиады "Светозар", N1)

ЛИТЕРАТУРА
1. Энциклопедия для детей. Т.10: Языкознание. Русский язык. М., 1999.
2. Бидерман Ганс. Энциклопедия символов. М.,1996.
3. Ремнева М.А. Аз, Буки, Веди. М., 1995.
4. Потапов В.В. Краткий лингвистический справочник. Языки и письменность.
М,1997.

Другие статьи раздела "История языка"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга