Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Синтаксис и пунктуация

Греческое слово синтаксис (syntaxis) обозначает «построение, сочетание, порядок». Как раздел грамматики, синтаксис изучает способы соединения слов и форм слова в словосочетания и предложения, а также сами словосочетания и предложения – их структуры, типы, значения. О словосочетаниях как синтаксической единице с вами беседует профессор Н.Г. Гольцова.

Слово... словосочетание... предложение

Словосочетание и предложение – это основные единицы синтаксиса.
Чем же они различаются?
Рассмотрим на примерах.
Возьмём слово словарь. Как существительное это слово может сочетаться с прилагатель-ными-определениями, которые называют разные признаки этого предмета:
размер: словарь (какой?) большой, маленький, карманный и т.п.
назначение: словарь (какой?) толковый, фразеологический, орфографический, орфоэпический, этимологический, исторический и т.п.
Словарь может быть новым, старым и т.п.

Словосочетание – синтаксическая единица. Словосочетание – соединение двух (и более) знаменательных слов, связанных подчинительной связью: согласованием, управлением или примыканием.

Соединяясь с прилагательным, существительное образует словосочетание.
Если из каждого ряда определений возьмём по одному слову (с указанием одного, определённого, признака), то у нас получится сложное словосочетание:
Словарь – какой? – большой толковый новый.
Как бы ни была велика эта цепочка (главное слово + 1, 2, 3... зависимых) – это всего лишь словосочетание, хотя и сложное, а не предложение, так как мы только называем явление (предмет), но ничего о нем не сообщаем. В этом словосочетание сближается со словом.

Слово – лексическая единица. Оно называет предмет, признак, действие и т.д. и выполняет назывную (номинативную) функцию.

Как видно из примеров, слово словарь достаточно свободно соединяется (сочетается) с разными прилагательными, образуя свободные словосочетания. Однако свобода эта относительная. Если мы возьмём ряд прилагательных: вкусный, интересный, прекрасный, эрудированный, длинный, быстрый, зимний, то окажется, что из этого ряда только прилагательные интересный и прекрасный могут сочетаться со словом словарь.

Что же ограничивает свободу сочетаемости, свободу «свободных словосочетаний»? Почему можно сказать глаза (какие? – цвет) синие, карие, черные, серые, зеленые, но нельзя оранжевые, лимонные, апельсиновые и т.п.; глаза (какие? – форма) – большие, круглые и даже (в переносном значении) квадратные, но не ромбовидные и не треугольные; нельзя сказать овальные глаза, но можно миндалевидные и т.п.?

Как видно из примеров, при образовании словосочетания прежде всего учитывается грамматическая принадлежность главного (стержневого) и зависимого слов к частям речи: прилагательное сочетается (согласуется) с существительным; глагол сочетается (управляет) с существительным; наречие сочетается (примыкает) с глаголом (смысловая связь). Кроме того, возможность сочетаемости/несочетаемости слов определяется логико-смысловыми отношениями, а в некоторых случаях и традицией (ср.: карие глаза, вороной или каурый конь, гашеная известь, гашеная марка, облигация и т.д.).

В отличие от словосочетания предложение является коммуникативной единицей (от лат. communicare – сообщать).

Синтаксической категорией, формирующей предложение, является предикативность (лат. praedicatum – сказуемое). Предикативность относит содержание предложения к действительности и тем самым делает его единицей сообщения (коммуникативной).

Важными формальными признаками предложения являются его смысловая законченность и интонационная оформленность. Предикативные отношения (модальность, время, лицо) находят свое выражение в грамматическом ядре (грамматической основе) предложения. Грамматическим ядром двусоставного предложения является предикативное сочетание – подлежащее и сказуемое. По образному выражению лингвистов, предикативность – душа предложения, а сердце предложения – сказуемое.

Давайте потренируемся!
1. Сопоставьте единицы и охарактеризуйте их: гроза // весенняя гроза // Гроза.
2. Выделите грамматическую основу (ядро) в предложениях. Какие признаки являются одинаковыми и какие разными в первом и последующих предложениях?
Гроза прошла... Как небо ясно! Как воздух звучен и душист! Как отдыхает сладострастно на каждой ветке каждый лист!

(Вестник Олимпиады "Светозар", N3)

Другие статьи раздела "Синтаксис и пунктуация"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга