Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Синтаксис и пунктуация

СИНТАКСИС – это наука о том, как соединяются слова,как построены предложения, какова роль единиц языка в речи, в нашем общении.
Рубрику ведёт кандидат филологических наук О. В. Синёва

Главенствовать и подчиняться

Казалось бы, все просто. Есть модели словосочетаний – и складывай слова, как кубики, по нескольким образцам: дом (какой?) красивый, строить (что?) дом, строить (как?) быстро. Можно сложить из трёх словосочетаний одно: быстро строить красивый дом.

В первом случае с главным словом дом согласуется зависимое красивый; во втором – главное слово строить управляет формой вин. пад. существительного дом; в третьем – к главному слову строить примыкает зависимое слово, наречие быстро.

Однако не всё так просто. Рассмотрим первую из названных моделей: сущ. + прилагат. Дом (какой?) красивый, домом (каким?) красивым, домами (какими?) красивыми. Существительное подчиняет себе род, число и падеж прилагательного – уподобление слов полное. Главную роль в установлении связи играют окончания зависимых слов.

Но вот другой пример. Если директор школы – женщина, как мы скажем: талантливая директор или талантливый директор? Как мы согласуем слова? Что важнее: форма муж. рода главного слова, существительного директор, или ситуация, о которой мы знаем, что директор – женщина? Конечно же, форма существительного, особенно если мы употребляем словосочетание в официально-деловом общении: талантливый директор, участковый врач, молодой ректор.

Сложны и словосочетания, построенные по модели сущ. + сущ. Существительное может подчинять себе другое, а может само подчиняться. Иначе говоря, может быть и главным, и зависимым словом. И связь между двумя существительными может быть как согласованием (город Петербург, в городе Петербурге), так и управлением (бутылка кока-колы, бутылкой кока-колы).

Другой пример. В словосочетании портрет Брюллова говорящий может иметь в виду Брюллова, автора портрета (субъект – лицо, тот, кто производит действие), и Брюллова как объект изображения.

Вы, наверное, обратили внимание, что говорящие допускают ошибки в подобного рода словосочетаниях. Например, вполне реален такой диалог:

– Мы встретимся у памятника Пушкина.
– А где памятник Пушкина? Я не знал, что Пушкин еще и скульптором был.
– Да нет же! Я говорю о скульптуре Пушкина.
– Тогда надо говорить: «Встретимся у памятника Пушкину».

Действительно, кому поставлен памятник? Пушкину, Маяковскому, героям Сева-стополя.

В модели глагол + сущ. в падежной форме значение главного, управляющего слова оказывает большое влияние на построение словосочетания: строить дом (глагол+ сущ. в вин.пад.), говорить о доме (глагол+ сущ. в предл.пад.). Разные значения глагола требуют разных моделей управления : смотреть на что? смотреть что? смотреть за кем? Смотреть на карту, в бинокль, перед собой – направлять, устремлять взгляд, чтобы увидеть кого-либо или что-либо. Смотреть музейную экспозицию – воспринимать зрением, знакомиться с чем-либо. Смотреть за ребенком, за садом, за собакой – заботиться о ком-либо.

В данных словосочетаниях действие распространяется на определенный объект. Вот другие примеры объектных отношений: приобщаться к музыке, заниматься спортом. Главное слово чётко определяет (как бы предсказывает) форму падежа существительного. Иногда форму зависимого слова можно предсказать благодаря словообразовательным свойствам главного: оторваться от преследователей, наехать на гвоздь, подъехать к подъезду.

Если же существительное выступает в синтаксической роли обстоятельства места, то его форма не предсказывается, не предопределяется главным словом: ехать по шоссе, ехать вдоль дороги, ехать через лес, ехать на машине. В словосочетаниях жить в Литве, на Севере, на Кавказе употребление предлога зависит не от глагола, а от сложившейся традиции.

Значительную долю смысла в словосочетаниях глагол + сущ. с непредсказуемой связью передает существительное: болеть гриппом / болеть за команду. Зависимое слово необходимо для истолкования таких глаголов, как видеть, делать, читать, писать. Вот примеры: видеть без очков, видеть парус вдали, видеть многое в жизни, видеть свое призвание в литературе. Одинаково ли значение глаголов в этих словосочетаниях?

Так какие же признаки слов влияют на сочетаемость слов и, соответственно, на выражение смысла? Ответ не может быть однозначным, поскольку средства языка многообразны и многообразны смыслы, которые они передают. На построение словосочетания и предложения влияют и значение, и морфологические признаки слова: принадлежность к той или иной части речи, строение, состав слова. Важны также и синтаксические признаки: место в предложении, порядок слов. Однозначно ли вы прочтете предложение: Мы встречали поезд с другом. Очевидно, что сообщение можно понять по-разному: поезд (какой?) с другом / мы (с кем?) с другом.

(Вестник Олимпиады "Светозар", N2)

Другие статьи раздела "Синтаксис и пунктуация"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга