Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Лексикология

Имя человека многое означает и ко многому обязывает.
Узнать об истории имён собственных помогает раздел лексикологии – ономастика (от греч. onomastiko2s – относящийся к наименованию). Цикл бесед об именах начинает доктор филологических наук, профессор А.В. Суперанская.

Какие бывают имена?

Из школьной грамматики мы знаем, что бывают имена существительные и прилагательные. Кстати, смутное представление об этом имел даже Митрофанушка. Ещё мы знаем, что бывают имена существительные нарицательные и собственные.

Но вот первый парадокс, с которым сталкиваемся. Если имя прилагательное становится собственным именем (например, фамилия Береговой или Красный, пёс Весёлый, который жил на льдине у папанинцев, или Алый из кинофильма), оно теряет свойства, присущие прилагательным, даже если сохраняет форму последних. Мы можем сказать весёлый пес, и это будет обычное прилагательное. Но если это пёс Весёлый, слово весёлый не может быть определением. Наоборот, оно, подобно имени существительному, само принимает определения: взбудораженный Весёлый или обиженный Весёлый скрылся за палаткой.

Обратим внимание на другой парадокс: имена собственные можно образовать из глаголов. Таковы традиционные клички борзых собак: Догоняй, Настигай, Порывай. Эти клички омонимичны повелительным формам глагола: «Петя, догоняй Мишу! Настигай соперника!» Но... подобные клички собак могут склоняться, что абсолютно невозможно для нормального глагола. Порывай сегодня отстал от Настигая. У Догоняя болит лапа.

В перечисленных примерах нельзя считать, что перед нами прилагательные или глаголы в функции имён собственных. Это имена собственные, образованные от имён прилагательных и глаголов. Такие имена собственные и те прилагательные и глаголы, от которых они образованы, стали омонимами.

Именам собственным во многих грамматиках отводится очень мало места, потому что составители грамматик полагают, что имён собственных немного. Действительно, в сферу внимания каждого из нас попадают лишь имена наших родных и знакомых, соседей, сослуживцев, а также клички соседских кошек и собак и некоторые географические названия.
Здесь мы обнаруживаем ещё один парадокс, связанный с собственными именами. Они исчисляются миллионами, но каждый из нас знаком лишь с небольшой долей этого огромного массива. Собственные имена составляют огромный мир, во многом параллельный именам нарицательным и значительно превосходящий его по объёму.

Задумаемся: любая сфера человеческой деятельности тесно связана с известным числом собственных имён. Занимаетесь ли вы музыкой, вы постигаете имена композиторов и лиц, с ними связанных и оказывавших на них влияние. Если вы работаете в области техники, вы знакомитесь с именами и фамилиями тех, кто изобретал и совершенствовал машины, и т. д.

У собственных имён есть свои закономерности происхождения и употребления в речи. Всем этим занимается наука ономастика.

В основе этого термина лежит греческое слово онома – «имя». Древние греки называли так любые имена, нарицательные и собственные. Специфику тех и других люди постигали постепенно. Значительные успехи в этом были сделаны во второй половине XX века.

ДРЕВНЕРУССКИЕ ИМЕНА

В прошлом у русских были имена двух принципиально разных типов: древнерусские, образованные из слов нашего языка, и православные христианские, заимствованные из Византии вместе с вероисповеданием. Сегодня мы поговорим о древнерусских именах.

Древнерусские имена были многообразными и многоплановыми. Прежде всего можно отметить имена, которые ребёнок получал при рождении, например, Улыба, Глазко, Брыка, и имена, которыми звали взрослых, самостоятельных людей вне дома. Первые мы называем внутрисемейными. К ним относятся имена, отражающие порядок рождения ребёнка: Первой или Первуха, Первуня, Второй или Вторак, Третьяк, Четверуха. Воспоминания об этих именах наших предков находим в современных фамилиях: Первов, Второв, Третьяков, Четверухин.

Многочисленные внутрисемейные имена отражали внешность младенца. Светлые и белокурые получали имена Белой, Беляш, Светлой, смуглые и черноволосые – Черной, Чернуха, Чернушка. Отголосок этих имён находим в фамилиях Белов, Беляев, Белянкин, Беляшов, Чернов, Чернухин, Чернушкин, Черняев.

Время рождения детей, появившихся на свет зимой, отразилось в именах Зима, Метелица, Мороз. Родившиеся весной получали имена Вешняк, Ярец, откуда известные фамилии Морозов, Зимин, Вешняков, Ярцев.

Ребёнок, которого давно ждали, получал имя Ждан, которого не ждали – Неждан, которого не чаяли дождаться – Нечай.

Не всё, однако, было столь просто. В прошлом не было квалифицированных детских врачей, не было эффективных лекарств, а болезни персонифицировались в виде Лихоманки, Лиха и иных вредоносных «личностей», желавших заполучить маленького ребёнка. Отсюда – система защитных, охранных имён, или имён-оберегов. К ним относятся имена с отрицаниями: Некрас (некрасивый), Неклюд (неуклюжий), Нелюб, Несмел, а также с приставкой без-: Безобраз, возможно, сюда же Безгуб, Беззуб, Безрук, Безног, Безум. Считалось, что на ребёнка с таким именем злые силы не позарятся. Полагаем также, что к числу защитных относились имена по малоценным предметам, которые были в каждом доме: Ложка, Горшок, Кочерга. Все такие и подобные имена сохранились в составе современных русских фамилий: Некрасов, Безобразов, Безруков, Горшков, Кочергин.

Важным для древнерусских имён было соименование, при котором члены одной семьи получали имена, тематически связанные. Например, в семействе Линёвых давались преимущественно «рыбьи» имена: братья Окунь Иванович Линёв и Андрей Иванович Сом Линёв (вторая половина XV века). Их дети и внуки стали носить фамилии Окуневы и Сомовы.
Древнерусские имена, которыми называли взрослых людей вне дома, близки к нашим прозвищам. Они отражали внешность взрослого человека: Борода или Безбород (люди без бороды не внушали нашим предкам доверия), Кузнец, Пахарь, Плотник.

С течением времени имена обоих типов смешались, потому что внукам часто давали имена дедов. Имена по профессии могли даваться как пожелательные, чтобы стал хорошим кузнецом или пахарем. Ко времени их смешения в русскую жизнь активно влились имена церковные.

(Вестник Олимпиады "Светозар", N10)

Другие статьи раздела "Лексикология"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга