Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Синтаксис и пунктуация

СИНТАКСИС – это наука о том, как соединяются слова,как построены предложения, какова роль единиц языка в речи, в нашем общении.
Рубрику ведёт кандидат филологических наук О. В. Синёва

Слово + слово = ?

В русском языке есть выражения слово зa слово или слово за словом, которые употребляются, когда нужно обозначить постепенное развитие беседы: И, слово за слово, знакомятся они, потом дружатся (И. Крылов). Слово за словом, и разговорились они... Действительно, слово следует за словом, образуя поток речи. Кто-то отдается этому потоку и плывет по течению, кто-то способен забросать кого-нибудь словами, а кто-то любит наблюдать слово будто со стороны, ис-следуя его или следуя за ним, как следопыт. Вот поэтому назовём нашу рубрику необычно – СЛОВОСЛЕД. Вы уже догадались, что в рубрике речь идет о СИНТАКСИСЕ.

В переводе с греческого языка syntaxis – соединение, составление.

Возможно ли соединение любых наугад взятых слов? Для чего и как слова объединяются? Кто ими командует? Произвол человеческой мысли или строгие законы языка?

Давайте поразмышляем вместе. В центре мироздания находится ЧЕЛОВЕК. Он рождается, растёт, изменяется. Он живет в пространстве своего времени. Человек испытывает эмоции (радость, горе), воспринимает мир органами чувств (видит, слышит, ощущает).

Нас окружает множество разных предметов. Часть из них создана человеком (механизмы: музыкальная шкатулка, компьютер; предметы обихода: мебель, посуда), другая принадлежит миру природы (лес, река, облако). Человек познаёт их свойства (мягкая глина), связи (поляна, красная от земляники), находит признаки, объединяющие предметы друг с другом
в группы. Например, в нашем сознании и в языке слова черника, голубика, малина, ежевика объединены общим понятием ягода. Очень важны такие логические объединения значений слов в сознании говорящего,
отражённые в языке: предметы конкретные (ручка, дерево, ночь) и отвлечённые (любовь, свежесть, упрямство), действия (говорить, строить, идти), состояния (радоваться, болеть, ждать), признаки предмета (золотой, густой, тихий) и признаки действия (хорошо, бегло, весело), количество (много, мало, пять).

Человек дал название всему, что его окружает. Наши знания о мире отражены в языке, прежде всего в значениях слов (терем – в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками). Именно от значения во многом зависит, каким способом слово соединится с другим словом, какую позицию оно займет в словосочетании или в высказывании. Сравните: В тереме высоком живет красна девица и В высотном доме живет красивая девушка. Изначально понятно, что в языке царствуют смыслы. Мы можем сказать прочитать страницу, статью, но не прочитать кока-колу, самокат, коньки. Однако бессмысленна и фраза Мы кормила будут кошкой молоко.
В русском языке соединение смыслов невозможно без согласования форм.

Мы используем слова в речи, руководствуясь правилами их употребления и сочетаемости, которые одновременно хранятся в строении языка и поддерживают это строение. ЯЗЫК диктует нам образцы, модели, а ЧЕЛОВЕК выбирает и соединяет слова, строит словосочетания и предложения.

Из школьного учебника вы уже знаете, каковы основные модели словосочетаний в русском языке: это именные (письмо подруге), глагольные (рисовать тушью), местоименные (нечто странное), наречные (по-прежнему интересно), нумеративные (три попугая).

Словосочетание, как и слово, называет, именует предмет. Оно состоит из главного и зависимого слова (межзвёздное путешествие, стремиться к победе, способный к математике). Словосочетание может состоять и из нескольких свободно соединяющихся компонентов.
Такое распространённое сочетание можно разложить на простые сочетания. Распространяться может не один из компонентов, а все словосочетание в целом: яркая школьная тетрадь. Мы можем сказать яркая тетрадь и школьная тетрадь. Однако в данном случае прилагательное яркая является признаком не существительного тетрадь, а всего словосочетания школьная тетрадь. Вот словосочетание, состоящее из четырех компонентов: ранняя суровая зимняя заря.

Иногда распространённое словосочетание нельзя разложить на два простых: девочка с голубыми глазами, человек высокого роста. Компоненты с голубыми глазами, высокого роста – это несвободные словосочетания, они целостны по смыслу и функционируют как одно слово (голубоглазый, высокий). Не всякое соединение слов образует словосочетание, а только такое, которое, подобно слову, служит строительным материалом для предложения, выражающего законченную мысль.

(Вестник Олимпиады "Светозар", N1)

Другие статьи раздела "Синтаксис и пунктуация"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга