Личная страничка участника    

Фамилия       N участника          

Занимательная лингвистика
Вопрос Светозара

 


   Словообразование

Как и из чего растут слова? Как правильно разделить слово на значимые части? Как из множества приставок, корней и суффиксов складывать слова? Как устроено слово, и по каким законам в языке рождаются, образуются новые слова? На все эти вопросы отвечает особый раздел лингвистики – СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Рубрику ведет Ж.В. Куганова

Глокая куздра


«Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка». Эту ставшую знаменитой фразу про воинственную «куздру» придумал для своих студентов замечательный русский ученый – академик Лев Владимирович Щерба.

Только вот непонятно, на каком языке это сказано. Ни в одном толковом словаре нет этих странных (ино-странных? ино-язычных?) слов, а между тем, общий смысл предложения нам всё-таки ясен. Более того, мы смело можем разобрать его по членам предложения:


Понятен и общий смысл каждого слова – мы можем охарактеризовать эти странные слова как части речи и разобрать их по составу.

Например, очевидно, что «бокр» – одушевлённое существительное мужского рода, потому что в вин. падеже ед. числа оно имеет окончание -а. В слове «бокрёнка» мы легко угадываем суффикс -ёнк- (по аналогии со словами – лисёнка, котёнка, жеребёнка...). Если сравнить слова сказануть, толкануть, хлестануть и будлануть, можно выделить во всех этих словах общий суффикс -ану- со значением резкого, интенсивного, однократного действия.
А теперь попробуем записать это предложение несколько иначе, с помощью общепринятых символов корень (), суффикс (), окончание ():


Мы видим, что в отличие от придуманных, искусственных корней другие части слов, суффиксы и окончания, совершенно такие же, как и в реально существующих словах русского языка.
Но мы всё равно чувствуем, что слова в придуманной фразе какие-то неправильные, хотя их общий смысл нам почему-то понятен. Попробуем объяснить, почему?
Язык, который использовал Л.В. Щерба, особый. Его можно назвать языком словообразовательных моделей.

Что же такое словообразовательная модель?

Ученые подсчитали, что в самом большом толковом словаре русского языка встречается примерно 4500 корней, около 500 суффиксов, почти 100 приставок. Понятно, что слов в языке гораздо больше. Как же язык выбирает для создания слова нужные строительные элементы? Почему не могут жить такие нелепые слова, как «перелесливый», «разаптекарьость», «проберезонер»?


И почему несуществующие слова «гвоздезабиватель, лечитель, продаватель» понятны всем? Какой закон нарушили первые слова и каким законам следуют вторые?

Оказывается, любое слово – это не случайное соединение приставок, корней и суффиксов. Оно образовано по такой модели (образцу), которая живет в русском языке и понятна каждому. Так, словообразовательная модель прилагательного -оватый имеет значение «чуть-чуть, слегка, немного»: беловатый, кисловатый, грубоватый. Все слова, образованные по модели (сущ. > прил.) -иный, имеют значение «принадлежащий животному»: львиный, змеиный, гусиный. А слова с суффиксом -тель обозначают деятеля, то есть производителя действия. Это может быть и человек, и машина, орудие, приспособление.

Сегодня нам трудно поверить, что ещё в начале ХХ века такие слова, как выключатель, пробкодержатель, отражатель, смеситель, указатель, называли профессию человека. Сейчас эти слова обозначают различные приспособления, устройства, механизмы, заменяющие человека, облегчающие его труд.

В русском языке множество словообразовательных моделей, и каждая из них образует слово определённой части речи и с определённым значением.
Словообразовательную модель можно изобразить графически, в виде схемы состава слова без наполнения корня. Например:


Таким образом, словообразовательная модель, или словообразовательный тип, – это общая схема одинаково устроенных слов. И каждая часть речи имеет свой набор словообразовательных типов.

Слова пианист, флейтист, гитарист, альтист, виолончелист входят в один словообразовательный тип, так как словообразовательное значение (существительное существительное) ‘музыкант, играющий на...’ выражено в них суффиксом -ист.

То же словообразовательное значение в словах скрипач, трубач выражено суффиксом -ач. Эти существительные входят в другой словообразовательный тип.

Известно, что маленькие дети легко сочиняют, придумывают свои, «детские» слова, заменяя ими общеупотребительные наименования. Вот несколько примеров из замечательной книги К.И. Чуковского «От двух до пяти». Дочка, увидев морщинки на лбу у отца: «Я не хочу, чтобы у тебя были сердинки!» Лялечку побрызгали духами: «Я вся такая пахлая! Я вся такая духлая!» Перед зеркалом: «Я, мамочка, красавлюсь

Часто дети изобретают слова, которые уже есть в языке, но не известны ни им, ни окружающим. К.И. Чуковский был поражён тем, что придуманные ребёнком слова обутки и одетки точно в таком же сочетании существуют в течение столетий на Севере, в Олонецком крае. Придуманные детьми слова одуван, сыроега, смеяние существуют кое-где и в народе (Даль В.И. Толковый словарь живаго великорускаго языка, 1881).

У детей «такое сильное чутьё языка, что создаваемые ими слова отнюдь не кажутся калеками или уродами речи, а напротив, очень метки, изящны, естественны: и “сердинки”, и “духлая”, и “красавлюсь”, и “всехный”» (К.И. Чуковский). Такое неосознанное словесное творчество – неоспоримый аргумент в пользу реальности существования и функционирования в языке различных словообразовательных моделей.

Итак, словообразовательная модель, или словообразовательный тип, показывает строение существующих в языке слов и даёт правило для образования одних слов от других.

(Вестник Олимпиады "Светозар", N1)

ЛИТЕРАТУРА
1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 1987.
2. Голанова Е.И. Как возникают названия. М., 1989.
3. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. М., 1991.

Другие статьи раздела "Словообразование"

© 2004 МИМЦ "Русская филология"  
e-mail: info@svetozar.ru

Москва-соотечественникам | Олимпиада | Занимательная лингвистика | Словарь юного филолога | Учебник Светозара
Вопрос Светозара | Золотое перо | Письма Светозару | Гостевая книга